Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 16 апреля 2004 г. N А56-28592/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Малышевой Н.Н., судей Кузнецовой Н.Г., Никитушкиной Л.Л., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Азимут" Гриньковой С.А. (доверенность от 01.11.03), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району Санкт-Петербурга Хачикян Н.А. (доверенность от 06.04.04 N 19/13404), рассмотрев 15.04.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району Санкт-Петербурга на решение от 13.10.03 (судья Саргин А.Н.) и постановление апелляционной инстанции от 05.01.04 (судьи Бойко А.Е., Несмиян С.И., Слобожанина В.Б.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-28592/03,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Азимут" (далее - Общество, ООО "Азимут") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району Санкт-Петербурга (далее - Инспекция) от 14.07.03 N 03-08-191 об отказе в возмещении 3 571 358 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за март 2003 года и об обязании Инспекции возместить из федерального бюджета указанную сумму налога путем перечисления на расчетный счет Общества.
Решением от 13.10.03 суд полностью удовлетворил требования Общества.
Апелляционная инстанция постановлением от 05.01.04 решение суда от 13.10.03 оставила без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела. По мнению Инспекции, возмещение НДС из бюджета производится заявителем по противоправной "схеме", что подтверждается наличием расчетных счетов поставщика, иностранного покупателя и экспортера в одном банке - АКБ "Меритбанк", а также проведением расчетов в течение одного операционного дня. Кроме того, в "результате анализа рентабельности деятельности ООО "Азимут" установлено, что размер затрат на приобретение товаров превышает размер полученной выручки, т.е. заключенные сделки носят убыточный характер". Таким образом, в соответствии со статьей 169 Гражданского кодекса Российской Федерации "сделки совершаются с целью, противоправной основам правопорядка, при отсутствии прибыли предприятие предъявляет к возмещению из бюджета значительные суммы НДС, не поступившие в бюджет".
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы, приведенные в жалобе, а представитель Общества, ссылаясь на их необоснованность, просил оставить в силе принятые по делу судебные акты.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела видно, что ООО "Азимут" 21.04.03 представило в Инспекцию налоговую декларацию по НДС за март 2003 года, согласно которой к возмещению предъявлен НДС по экспортным операциям в сумме 3 571 358 руб., и предусмотренные статьей 165 НК РФ документы, подтверждающие правомерность применения Обществом налоговой ставки 0 процентов.
По результатам камеральной проверки представленных Обществом документов Инспекцией принято решение от 14.07.03 N 03-08-191 об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость при налогообложении по налоговой ставке 0 процентов.
Основанием для отказа Обществу в возмещении заявленных сумм налога послужило, по мнению Инспекция отсутствие у ООО "Азимут" права на возмещение НДС, поскольку документально не подтверждена уплата НДС поставщиками товарно-материальных ценностей, используемых при осуществлении экспорта (не получены ответы на запросы). Кроме того, сделки носят убыточный характер, предположительно противоправны и имеют признаки "схемы".
Общество не согласилось с выводами Инспекции и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании решения от 14.07.03 N 03-08-191 недействительным и обязании Инспекции возместить, предъявленные суммы налога в соответствии с налоговой декларацией за март 2003 года.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы жалобы Инспекции, проверив правильность применения судом норм материального права, считает принятые по делу судебные акты законными и обоснованными.
Право налогоплательщика на возмещение НДС из бюджета и порядок реализации этого права при экспорте товаров (работ, услуг) установлены пунктом 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Согласно названной норме для подтверждения права на возмещение сумм НДС путем зачета или возврата из бюджета налогоплательщик обязан представить в налоговый орган отдельную декларацию по ставке 0 процентов и предусмотренные статьей 165 НК РФ документы, на основании которых не позднее трех месяцев, считая со дня представления налоговой декларации, производится возмещение налога. В течение этого срока налоговый орган должен проверить обоснованность применения ставки 0 процентов и налоговых вычетов, после чего принять решение о возмещении путем зачета или возврата сумм налога либо об отказе (полностью или частично) в его возмещении.
Обоснованность применения ставки 0 процентов и налоговых вычетов подтверждается документами, перечисленными в статье 165 и в пункте 1 статьи 172 НК РФ. При этом согласно пункту 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Названными нормами право налогоплательщика на возмещение НДС не связывается с фактическим внесением сумм налога в бюджет поставщиками экспортируемых товаров (работ, услуг) и не устанавливается обязанность экспортера подтвердить эти обстоятельства при предъявлении НДС к возмещению. Согласно пункту 4 статьи 176 НК РФ возмещение налога производится не позднее трех месяцев со дня представления налогоплательщиком декларации по налоговой ставке 0 процентов и предусмотренных статьей 165 НК РФ документов, а не с момента поступления в бюджет сумм налога, уплаченных поставщиками и производителями товаров (работ, услуг). Поэтому довод Инспекции об отсутствии у нее сведений, подтверждающих факт перечисления поставщиками в бюджет сумм НДС, является несостоятельным.
Судом установлено, материалами дела подтверждается и Инспекцией не оспаривается, что Общество представило все документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ. Факты экспорта товара и уплаты Обществом НДС Инспекцией также не оспариваются и подтверждаются документами, имеющимися в материалах дела.
Довод Инспекции о противоправности сделки, которая, по мнению Инспекции, имеет признаки "схемы" ничем не подтвержден. Право налогоплательщика на возмещение сумм НДС не связывается законодателем с рентабельностью его деятельности.
Дело рассмотрено судебными инстанциями полно и всесторонне, нормы материального права не нарушены, поэтому у кассационной инстанции не имеется оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения жалобы Инспекции.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 13.10.03 и постановление апелляционной инстанции от 05.01.04 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-28592/03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Малышева |
Л.Л. Никитушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 апреля 2004 г. N А56-28592/03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника