Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 13 апреля 2004 г. N А66-7705-03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Абакумовой И.Д. и Дмитриева В.В.,
рассмотрев 12.04.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 15.12.2003 по делу N А66-7705-03 (судья Пугачев А.А.),
установил:
Закрытое акционерное общество "Калининское" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Тверской области (далее - налоговая инспекция) от 10.07.2003 (исх. N 10-57/4029 от 15.07.2003) о прекращении права на реструктуризацию задолженности в местный бюджет по налогам и сборам, а также по начисленным пеням и штрафам.
Решением арбитражного суда от 15.12.2003 требования Общества удовлетворены. Суд признал, что оспариваемое решение принято налоговым органом за пределами предоставленных ему полномочий и в отсутствие правовых и фактических оснований для прекращения действия решения о реструктуризации.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение и принять новое, ссылаясь на нарушение судом норм материального права - пунктов 2 и 5 постановления Правительства Российской Федерации от 03.09.99 N 1002 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом", в соответствии с которыми право принимать решения о реструктуризации и прекращении действия решения о реструктуризации делегировано налоговому органу по месту учета организации, пункта 7 утвержденного названным постановлением Правительства РФ "Порядка проведения в 1999 году реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом" и пункта 7 Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности перед местным бюджетом, утвержденного постановлением Главы администрации Калининского района от 28.12.99 N 705, об основаниях утраты организацией права на реструктуризацию задолженности.
Общество и налоговая инспекция о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность принятого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, по решению Финансового управления Администрации Калининского района от 11.02.2000 N 5 реструктуризирована имевшаяся у Общества по состоянию на 01.12.99 задолженность по налогам и сборам, а также по начисленным пеням и штрафам, перед местным бюджетом.
Названное решение вынесено на основании постановления Главы Администрации Калининского района от 28.12.99 N 705 "Об урегулировании кредиторской задолженности" и утвержденного этим постановлением Порядка проведения реструктуризации отсроченной кредиторской задолженности перед местным бюджетом, принятых в развитие положений пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 03.09.99 N 1002, в котором органам местного самоуправления рекомендовано осуществить реструктуризацию задолженности организаций по обязательным платежам в местные бюджеты одновременно с осуществлением реструктуризации обязательных платежей в федеральный бюджет с учетом Порядка, утвержденного постановлением N 1002.
Пунктом 7 Порядка проведения в 1999 году реструктуризации кредиторской задолженности... перед федеральным бюджетом и пунктом 7 Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности перед местным бюджетом предусмотрено, что организация утрачивает право на реструктуризацию задолженности при наличии на 1-е число месяца, следующего за истекшим кварталом, задолженности по уплате текущих платежей, а также при неуплате платежей, предусмотренных графиком погашения задолженности.
Налоговая инспекция, установив, что по состоянию на 01.07.2003 Обществом не уплачена за 2-й квартал 2003 года предусмотренная утвержденным графиком сумма задолженности по местным налогам, 10.07.2003 приняла решение о прекращении права Общества на реструктуризацию задолженности по обязательным платежам в местный бюджет.
Считая решение налогового органа незаконным, Общество обжаловало его в арбитражном суде.
Суд признал недействительным решение налоговой инспекции от 10.07.2003 N 10-57/4029 о прекращении права Общества на реструктуризацию задолженности по обязательным платежам в местный бюджет, и кассационная инстанция считает такое решение суда законным и обоснованным.
Постановлением главы Администрации Калининского района от 28.12.99 N 705 "Об урегулировании кредиторской задолженности", принятым "с целью создания условий для финансового оздоровления предприятий района, в соответствии с постановлениями Правительства РФ от 03.09.99 N 1002 и губернатора Тверской области от 14.10.99 N 903 "Об урегулировании кредиторской задолженности" предусмотрено предоставление юридическим лицам с 01.01.2000 года отсрочки по выплате задолженности перед местным бюджетом по налогам и сборам, пеням и штрафам, образовавшихся по состоянию на день подачи заявления, сроком на 6 месяцев и дальнейшей реструктуризации задолженности по налогам и сборам в течение 5,5 лет, а по пеням и штрафам - в течение 4-х лет после погашения задолженности по налогам и сборам. Установлено, что предоставление отсрочки и прекращение ее действия осуществляется финансовым управлением.
Этим же постановлением утвержден Порядок реструктуризации отсроченной кредиторской задолженности перед местным бюджетом.
Пунктом 1 названного Порядка предусмотрено, что заявление о предоставлении отсрочки с последующей реструктуризацией задолженности по налогам и сборам, пеням и штрафам подается в финансовое управление.
Финансовое управление рассматривает заявление налогоплательщика и предоставленные им документы и принимает решение о реструктуризации (отказе в реструктуризации) задолженности по платежам в бюджет района (пункт 2 Порядка).
На налоговую инспекцию, как следует из пункта 6 Порядка, возложена обязанность по ведению учета поступления текущих платежей юридических лиц и платежей по утвержденному графику и ежеквартальное направление соответствующей информации финансовому управлению района.
В соответствии с пунктом 7 Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности перед местным бюджетом при наличии у организации на 1-е число месяца, следующего за истекшим кварталом, задолженности по уплате текущих платежей, а также при неуплате платежей, предусмотренных графиком погашения задолженности, она утрачивает право на реструктуризацию задолженности.
Право вынесения решения о прекращении реструктуризации задолженности по обязательным платежам перед местным бюджетом - согласно пункту 8 Порядка - предоставлено финансовому управлению по согласованию с главой района.
Налоговому органу нормативными актами органов местного самоуправления, определяющими порядок проведения реструктуризации задолженности по обязательным платежам перед местным бюджетом, такого права не предоставлено.
Как указано в пункте 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положении, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Поскольку судом первой инстанции при рассмотрении дела установлено, что налоговая инспекция не имела полномочий на вынесение решений о прекращении реструктуризации задолженности налогоплательщиков перед местным бюджетом, решение от 10.07.2003 принято Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Калининскому району за пределами предоставленных ей полномочий, кассационная инстанция считает, что суд правомерно признал такое решение недействительным.
Правильность принятого судом решения подтверждается и действиями самого налогового органа. Письмом от 15.07.2003 N 10-12/4031 (л.д. 47) налоговая инспекция уведомила финансовое управление Администрации Калининского района о необходимости отмены в срок до 30.07.2003 ранее принятого управлением решения о реструктуризации задолженности по платежам перед местным бюджетом ввиду неуплаты Обществом по состоянию на 01.07.2003 текущих платежей по налогу с продаж.
Учитывая изложенное, правовые основания для удовлетворения кассационной жалобы налогового органа и отмены принятого судом по делу решения отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286 и 287 (подпункт 1 пункта 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 15.12.2003 по делу N А66-7705-03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Г. Кузнецова |
В.В. Дмитриев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 апреля 2004 г. N А66-7705-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника