Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 15 апреля 2004 г. N А66-8445-03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Кирейковой Г.Г., Пастуховой М.В., при участии от открытого акционерного общества "Тверская энергетическая система" юрисконсульта Сигарева Ю.А. (доверенность от 20.10.2004),
рассмотрев 14.04.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации N 7 по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 28.11.2003 по делу N А66-8445-03 (судья Рощина С.Е.),
установил:
Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Тверской области (далее - ИМНС, инспекция) обратилась в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о взыскании с открытого акционерного общества "Тверская энергетическая система" (далее - общество) 1 544 руб. штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением суда от 28.11.2003 в удовлетворении заявленных инспекцией требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ИМНС, указывая на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить принятый по делу судебный акт и удовлетворить заявленные требования налогового органа. По мнению подателя жалобы, суд не учел при вынесении решения, что положения пункта 5 статьи 6 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" (далее - Закон "О дорожных фондах в Российской Федерации") о возможности установления законами субъектов Российской Федерации ставок налога с владельцев транспортных средств, превышающих ставки, установленные названным Законом, не подлежат применению только с 10.04.2002, то есть момента принятия Конституционным Судом Российской Федерации определений о признании данных положений Закона неконституционными.
В судебном заседании представитель общества возражал против удовлетворения жалобы налогового органа, считая ее доводы несостоятельными, а принятый по делу судебный акт законным и обоснованным.
Инспекция надлежащим образом извещена о времени и месте слушания дела, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, общество 27.05.2003 и 30.04.2003 представило в ИМНС уточненные налоговые декларации по налогу с владельцев транспортных средств за 2001 и 2002 годы. Инспекция провела камеральную проверку названных деклараций, по результатам которой составила акт от 15.07.2003 N 279 и с учетом возражений налогоплательщика вынесла решение от 13.08.2003 N 607 о привлечении общества к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату налога, в виде взыскания 1 544 руб. штрафа.
Основанием для принятия данного решения послужило то, что при исчислении суммы налога с владельцев транспортных средств за 2001 и 2002 годы общество применило ставки налога, установленные пунктом 1 статьи 6 Закона "О дорожных фондах в Российской Федерации", в то время как в эти налоговые периоды подлежали применению ставки данного налога, установленные Законами Тверской области от 26.06.1997 N 73 "Об утверждении ставок дорожных налогов и представлении налоговых льгот" и от 23.11.2000 N 133-03-2 "Об установлении ставок налога с владельцев транспортных средств". Следовательно, по мнению инспекции, общество неправомерно уменьшило сумму налога с владельцев транспортных средств на 91 078 руб. за 2001 год и на 105 026 руб. 55 коп. за 2002 год.
В связи с неисполнением обществом требования N 665 от 13.08.2003 об уплате 1 544 руб. штрафа, инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о его взыскании.
Кассационная инстанция считает, что суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований налогового органа, в связи с чем не находит оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Согласно пункту 5 статьи 6 Закона "О дорожных фондах в Российской Федерации" установленные пунктом 1 этой статьи ставки налога с владельцев транспортных средств, полностью зачисляемого в территориальные дорожные фонды, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации. В соответствии с пунктом 2 той же статьи Закона налог уплачивается ежегодно в сроки, установленные законами субъектов Российской Федерации.
Законом Тверской области от 26.06.1997 N 73 "Об утверждении ставок дорожных налогов и предоставлении налоговых льгот", который действовал до 01.01.2001, и Законом Тверской области от 23.11.2000 N 133-03-2 "Об установлении ставок налога с владельцев транспортных средств" предусмотрены более высокие ставки налога с владельцев транспортных средств, чем установленные пунктом 1 статьи 6 Закона "О дорожных фондах в Российской Федерации".
Согласно определениям Конституционного Суда Российской Федерации от 10.04.2002 N 104-О и N 107-О положения пункта 5 статьи 6 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" о возможности установления законами субъектов Российской Федерации ставок налога с владельцев транспортных средств, превышающих установленные в самом Законе Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации", как аналогичное положениям, признанным неконституционными в сохраняющих свою силу постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 08.10.1997, от 11.11.1997 и от 30.01.2001, утрачивают силу и не подлежат применению, поскольку не соответствует Конституции Российской Федерации, ее статьям 57 и 75 (часть 3).
Таким образом, в названных определениях Конституционный Суд Российской Федерации подтвердил свою правовую позицию о признании неконституционным установление субъектами Российской Федерации повышенных ставок налога по отношению к таким ставкам, установленным федеральным законодательством.
Согласно части 2 статьи 87 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" признание нормативного акта или договора либо отдельных их положений не соответствующими Конституции Российской Федерации является основанием для отмены в установленном порядке положений других нормативных актов, основанных на нормативном акте или договоре, признанном неконституционным, либо воспроизводящих его или содержащих такие же положения, какие были предметом обращения. Положения этих нормативных актов и договоров не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами.
В определении от 04.12.2000 Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что на граждан, не являвшихся участниками конституционного судопроизводства, но чьи дела также были разрешены на основании актов, признанных неконституционными, распространяется положение части 3 статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которым решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях, то есть с использованием закрепленных другим законодательством материально-правовых оснований и процессуальных институтов.
Следовательно, с момента принятия Конституционным Судом Российской Федерации постановлений от 08.10.97, от 11.11.97 и от 30.01.2001 положения Закона "О дорожных фондах в Российской Федерации" относительно возможности установления законами субъектов Российской Федерации ставок налога с владельцев транспортных средств, превышающих определенные названным законом, а также соответствующие положения законов субъектов Российской Федерации об установлении повышенных ставок этого налога, не могут применяться судами и налоговыми органами, поскольку они не соответствует Конституции Российской Федерации, ее статьям 57 и 75 (часть 3).
Поэтому суд кассационной инстанции считает неправомерным довод инспекции о том, что названные положения Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" не подлежат применению только с 10.04.2002, то есть с момента принятия Конституционным Судом Российской Федерации определения от 10.04.2002 N 104-О.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, к которым в частности относится и налоговая ставка. Таким образом, налогоплательщик не обязан исчислять и уплачивать налог исходя из незаконно установленной ставки налога в течение всего периода ее действия, независимо от момента подтверждения факта незаконности компетентным органом власти.
При таких обстоятельствах следует признать, что общество правомерно исчислило налог с владельцев транспортных средств на основании ставок, установленных пунктом 1 статьи 6 Закона "О дорожных фондах в Российской Федерации", и, следовательно, у налогового органа не было законных оснований для привлечения его к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ.
Поскольку обжалуемое решение суда вынесено в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований для его отмены не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 28.11.2003 по делу N А66-8445-03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Корабухина |
М.В. Пастухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 апреля 2004 г. N А66-8445-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника