Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 14 апреля 2004 г. N А66-8604-03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Ломакина С.А., Троицкой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 15.12.03 по делу N А66-8604-03 (судья Перкина В.В.),
установил:
Муниципальное унитарное предприятие "Водоканал" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании частично недействительным решения Межрайонной Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Тверской области (далее - налоговая инспекция) от 12.09.03 N 676-10.
Решением суда от 15.12.03 заявленные требования удовлетворены полностью: решение налоговой инспекции признано недействительным в части расчета налога за пользование водными объектами за забор воды для водоснабжения населения в сумме 759 900 рублей, пени в размере 556 646 рублей 15 копеек, штрафа в сумме 151 580 рублей.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда, указывая на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
Налоговая инспекция и Предприятие о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения суда проверена в кассационном порядке.
Как усматривается из материалов дела, налоговая инспекция провела камеральную проверку, по результатам которой вынесено решение от 12.09.03 N 676-10 о привлечении Предприятия к ответственности за совершение нарушений, предусмотренных пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, доначислении платы за пользование водными объектами и пеней.
В ходе проверки установлено, что Предприятие в первом полугодии 2003 года производило исчисление платы за пользование водными объектами за забор воды для водоснабжения населения без лицензии исходя из ставки 300 рублей (60 рублей*5) из поверхностного и подземного водного объекта за 1 000 кубометра воды, применяя Постановление Правительства Российской Федерации от 28.11.01 N 826.
Налоговая инспекция полагает, что Предприятию надлежало применять ставки 875 рублей (175 рублей*5) для поверхностного водного объекта и 1 000 рублей (200 рублей*5) для подземного водного объекта, установленные подпунктом "а" пункта 1 статьи 4 Закона Тверской области от 29.04.99 N 58-ОЗ-2.
Статьей 4 Закона Российской Федерации "О плате за пользование водными объектами" установлены минимальные и максимальные ставки платы за пользование водными объектами.
Пунктом 3 этой же статьи установлено, что ставки платы по категориям плательщиков в зависимости от вида пользования водными объектами, состояния водных объектов и с учетом местных условий водообеспечения населения и хозяйственных объектов устанавливаются законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.
Ставки платы за пользование водными объектами, связанное с забором воды для водоснабжения населения, устанавливаются по минимальным ставкам в соответствии с требованиями пункта 2 настоящей статьи. Размеры ставки платы за такое пользование водными объектами не должны превышать 60,0 рубля за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водного объекта. Настоящее положение действует до 1 января 2003 года.
До утверждения законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации ставок платы по категориям плательщиков применяются минимальные ставки платы, установленные Правительством Российской Федерации в соответствии с требованиями пункта 2 настоящей статьи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.01 N 826 в соответствии с пунктом 2 указанной статьи утверждены минимальные и максимальные ставки платы за пользование водными объектами по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам.
Статьей 4 Закона Тверской области от 29.04.99 N 58-ОЗ-2 "О плате за пользование водными объектами" установлены ставки платы по категориям плательщиков и в зависимости от вида пользования водными объектами устанавливаются.
Подпунктом "в" пункта 1 этой статьи установлена ставка за забор воды из водных объектов в пределах установленных лимитов для плательщиков, непосредственно забирающих и подающих воду для населения, за 1 тысячу кубических метров воды 60 руб. в части воды, забранной исключительно для водоснабжения населения. Настоящее положение действует до 01.01.2003 года.
Таким образом, ставки в размере 60 рублей за 1 тысячу кубических метров, установленные как Законом Тверской области "О плате за пользование водными объектами", так и Законом Российской Федерации "О плате за пользование водными объектами", действовали только до 01.01.03.
Налоговая инспекция полагает, что после 01.01.03 следует применять ставки, установленные подпунктом "а" пункта 1 статьи 4 Закона Тверской области "О плате за пользование водными объектами", в соответствии с которым ставки платы по за пользование водными объектами за забор воды из водных объектов в пределах установленных лимитов устанавливаются для всех плательщиков (за исключением плательщиков, указанных в подпунктах "б" и "в" пункта 1 статьи 4), осуществляющих забор воды из водных объектов, за 1 тыс. кубических метров воды - 175 руб. из поверхностного водного объекта и 200 руб. из подземного водного объекта по бассейнам рек Волга и Западная Двина; 150 руб. из поверхностного водного объекта и 170 руб. из подземного водного объекта по бассейну реки Нева.
Предприятие считает, что с 01.01.03 ставки для плательщиков, непосредственно забирающих и подающих воду для населения, законодательством субъекта Российской Федерации не установлены, поскольку подпункт "а" предусматривает ставки для иных категорий плательщиков, а следовательно, подлежат применению ставки, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.01 N 826.
При рассмотрении данного спора следует исходить из того, что предусматривающие пониженные размеры ставок нормы как федерального законодательства, так и законодательства субъекта являются разновидностью налоговых льгот, которыми в соответствии со статьей 56 Налогового кодекса Российской Федерации признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.
Льготы носят адресный характер, и их установление относится к исключительной прерогативе законодателя.
Таким образом, законодатель установил льготу для плательщиков, непосредственно забирающих и подающих воду для населения, ограничив применение этой льготы 01.01.03, что входит в его компетенцию.
С 01.01.03 данная льгота отменена как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта.
Следовательно, в данном случае должна применяться общая норма, а именно - подпункт "а" пункта 1 статьи 4 Закона Тверской области от 29.04.99 N 58-ОЗ-2 "О плате за пользование водными объектами".
Таким образом, налоговая инспекций правильно установила занижение Предприятием размера платы за пользование водными объектами.
Решение суда подлежит отмене, а в удовлетворении заявленных требований Предприятию следует отказать.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и подпунктом 2 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 15.12.03 по делу N А66-8604-03 отменить.
В удовлетворении заявленных требований Муниципальному унитарному предприятию "Водоканал" отказать.
Взыскать с Муниципального унитарного предприятия "Водоканал" в доход федерального бюджета 1 500 рублей государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и кассационной инстанций.
Председательствующий |
Т.В.Клирикова |
Н.В.Троицкая
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 апреля 2004 г. N А66-8604-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника