Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 1 апреля 2004 г. N А52/3436/03/2
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе:
председательствующего Сосниной О.Г.,
судей Кустова А.А., Чертилиной З.А.,
при участии в судебном заседании:
- прокурора Санкт-Петербурга Хорошевского И.А. (удостоверение N 30686);
- от РЭК Псковской области - Констандиной Н.Н. (доверенность от 12.01.2004 N 8), Николаевой Г.В. (доверенность от 07.03.2003);
- от администрации Псковской области - Цибулькиной Л.М. (доверенность от 10.12.2003 N 1/6-2850),
рассмотрев 31.03.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу заместителя прокурора Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 10.12.2003 по делу N А52/3436/03/2 (судьи Радионова И.М., Леднева О.А., Орлов В.А.),
установил:
Заместитель прокурора Псковской области (далее - Прокурор) обратился в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании недействующим с момента принятия подпункта 1.1 пункта 1 решения правления Региональной энергетической комиссии Псковской области (далее - РЭК) от 28.03.2003 N 7 "Об утверждении тарифов на электрическую энергию для потребителей области".
К участию в деле в качестве третьего лица привлечена администрация Псковской области (далее - Администрация).
Решением от 10.12.2003 в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Прокурор просит отменить принятое по делу решение и удовлетворить заявленное требование, ссылаясь на незаконность решения суда, на нарушение судом норм материального и процессуального права, а также на несоответствие выводов суда материалам дела.
В отзыве на кассационную жалобу РЭК выражает несогласие с доводами кассационной жалобы и просит оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.
В судебном заседании Прокурор поддержал доводы кассационной жалобы. Представители РЭК и Администрации просили оставить решение суда без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, решением правления РЭК от 28.03.2003 N 7 "Об утверждении тарифов на электрическую энергию для потребителей области" утверждены с 01.04.2003 тарифы на электрическую энергию по группам потребителей согласно приложению (подпункт 1.1 пункта 1).
По утверждению Прокурора, подпункт 1.1 пункта 1 указанного решения правления РЭК противоречит части четвертой статьи 2 Федерального закона от 14.04.95 N 41-ФЗ"0 государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 10.01.2003 N 6-ФЗ) и части первой статьи 33 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
По мнению РЭК и Администрации, названное решение правления РЭК в оспариваемой заявителем части является законным.
Отказывая в удовлетворении заявленного Прокурором требования, суд первой инстанции согласился с позицией РЭК и Администрации.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, и обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований не согласиться с принятым по делу решением.
В обоснование своего заявления Прокурор ссылается на следующее:
- в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, предоставляемую организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовых год в рамках предельных уровней тарифов на электрическую и тепловую энергию, установленных Правительством Российской Федерации до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации;
- изменение указанных тарифов в течение финансового года без одновременного внесения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на рассмотрение законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации проекта закона субъекта Российской Федерации о внесении изменений и дополнений в закон субъекта Российской Федерации о бюджете на текущий финансовый год не допускается;
- Закон Псковской области от 30.12.2002 "Об областном бюджете на 2003 год" был принят Псковским областным Собранием депутатов 26.12.2002 и вступил в законную силу 31.12.2002. После его принятия иных законопроектов о внесении в него изменений и дополнений в связи с изменением тарифов на электроэнергию администрация области в Псковское областное Собрание депутатов не вносила;
- отдельной строкой в областном бюджете на 2003 год расходы, связанные с удорожанием электроэнергии согласно принятым в текущем году решениям РЭК, не выделены;
- кроме того, принятием решения был нарушен принцип сбалансированности бюджета, закрепленный частью первой статьи 33 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которому объем предусмотренных бюджетных расходов должен соответствовать суммированному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
Указанные доводы Прокурора нельзя признать обоснованными ввиду следующего.
Предельный уровень тарифов - это один из элементов системы государственного регулирования тарифов применительно к Федеральному закону N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации".
На период 2003 года предельные уровни тарифов Правительством Российской Федерации не устанавливались и по смыслу части третьей статьи 2 указанного закона уже не могут быть установлены, поскольку норма части третьей статьи 2 Федерального Закона N 41-ФЗ была введена Федеральным законом от 10.01.2003 N 6-ФЗ, то есть уже после принятия федерального бюджета на 2003 год.
По смыслу части четвертой статьи 2 Федерального закона N 41-ФЗ органы исполнительной власти субъекта в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую энергию:
- на очередной финансовый год;
- в рамках установленных Правительством Российской Федерации предельных уровней тарифов на этот год;
- до принятия Закона субъекта о бюджете на этот год.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что данный механизм установления тарифов на 2003 финансовый год применен быть не может, в связи с отсутствием до начала года указанной нормы Закона (часть четвертая статьи 2 Федерального закона N 41-ФЗ) и в связи с тем, что Правительством Российской Федерации не установлены предельные уровни тарифов на 2003 год.
В соответствии с пунктом 2 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, с заявлениями о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагают, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Между тем в деле отсутствуют и Прокурором не представлены какие-либо доказательства, свидетельствующие о нарушении названным решением правления РЭК в оспариваемой части каких-либо прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом из материалов дела видно, что тарифы на электрическую энергию, установленные с 01.04.2003 подпунктом 1.1 пункта 1 решения правления РЭК от 28.03.2003 N 7, значительно снижены для всех групп потребителей по сравнению с тарифами, установленными с 01.02.2003 решением правления РЭК от 31.01.2003 N 2 (лист дела 7). Принятие правлением РЭК решения от 28.03.2003 N 7 обусловлено принятием Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации постановления от 12.03.2003 N 18-э/2, в соответствии с которым снижена стоимость покупной энергии и мощности с ФОРЗМ на 42 600 000 руб. для ОАО "Псковэнерго".
Обстоятельства дела были предметом самого тщательного рассмотрения суда первой инстанции и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции. Всем доводам заявителя судом дана надлежащая оценка. Нарушений судом норм материального либо процессуального права кассационная инстанция не усматривает.
С учетом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 10.12.2003 по делу N А52/3436/03/2 оставить без изменения, а кассационную жалобу заместителя прокурора Псковской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Г. Соснина |
З.А. Чертилина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 апреля 2004 г. N А52/3436/03/2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника