Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 6 апреля 2004 г. N А56-35636/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе:
председательствующего Казанцевой Р.В.,
судей Матлиной Е.О., Нефедовой О.Ю.,
при участии: от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Волховскому району Ленинградской области - Конецкой Е.Ю. (доверенность от 13.01.2004), от ООО "Леон" - директора Вагапова А.А. (приказ от 10.12.2003);
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Волховскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.11.2003 по делу N А56-35636/03 (судья Лопато И.Б.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Леон" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Волховскому району Ленинградской области (далее - инспекция) о признании недействительным решения инспекции о взыскании арендных платежей от 30.09.2003.
Решением от 11.11.2003 требования удовлетворены. В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить решение, как необоснованное и противоречащее нормам материального права. Податель жалобы указывает, что арендная плата за пользование природными ресурсами отнесена к федеральным налогам, а контроль за правильностью исчисления и уплаты арендных платежей за пользование лесным фондом возложен на налоговые органы. Таким образом, по мнению инспекции, на правоотношения, вытекающие из договора аренды лесных участков от 31.08.2001 N 47-01/00-5/2001-158-2, распространяется публично-правовой режим по исполнению публично-правовых обязанностей.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить решение без изменения.
В судебном заседании представитель инспекции подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель общества возразил против удовлетворения жалобы.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Государственное учреждение "Волховский лесхоз" Ленинградской области (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор аренды лесных участков от 31.08.2001 N 47-01/00-5/2001-158-2 (далее - договор), по условиям которого арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду на 25 лет участки лесного фонда для заготовки древесины по рубкам главного и промежуточного пользования, границы и объемы которого определены статьей 3 договора. Размер арендной платы, порядок ее исчисления и внесения стороны предусмотрели статьей 7 договора. Государственная регистрация договора была произведена Ленинградской областной регистрационной палатой 18.09.2001, о чем выдано свидетельство (л.д. 14-24, 28).
Инспекция, проверив правильность и своевременность перечисления в бюджет платы за древесину, отпускаемую на корню и арендной платы за пользование участками лесного фонда, соблюдения правил лесопользования при проведении лесозаготовительных работ за 2001, 2002 года, составила акт от 15.09.2003 (л.д. 29).
За совершение налогового правонарушения решением инспекции от 30.09.2003 с общества взыскано 154 109 руб. недоплаченных арендных платежей за 2001 год, 7705 руб. недоплаченных платежей за землю за 2001 год, 30 821 руб. 80 коп. штрафа и 72 399 руб. 71 коп. пени за несвоевременную уплату.
Изложенное свидетельствует о том, что обязанность общества по внесению арендных платежей за лесопользование установлена договором аренды участков лесного фонда.
Согласно статье 22 Лесного Кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) участки лесного фонда предоставляются гражданам и юридическим лицам в пользование на условиях аренды.
К правам пользования участками лесного фонда применяются положения гражданского, а также земельного законодательства Российской Федерации, если иное не установлено ЛК РФ.
Из статьи 31 настоящего Кодекса также следует, что аренда участков лесного фонда регулируется гражданским законодательством. Согласно статье 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендная плата является платой за пользование имуществом. Это определение согласуется и с нормами статьи 103 ЛК РФ, согласно которой арендная плата является одним из видов платежей за пользование лесным фондом. Ее размер, порядок, условия и сроки внесения определяются договором аренды участка лесного фонда (статья 105 ЛК РФ).
Установленный статьей 106 ЛК РФ порядок отчисления части арендной платы за лесопользование в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации не может служить основанием для доначисления налоговым органом арендатору арендной платы за пользование лесным фондом.
Согласно статье 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан уплачивать только установленные законом налоги. Налогом признается обязательный индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Арендная плата за пользование лесным фондом не является налогом. Обязанность арендатора вносить арендные платежи предусмотрена договором аренды, следовательно, по своему содержанию является гражданско-правовой обязанностью. Арендные правоотношения не имеют публично-правового характера, поэтому на них не распространяется публично-правовой режим, предусмотренный нормами настоящего Кодекса.
Таким образом, действия налоговой инспекции по начислению арендной платы и применению к арендатору ответственности по правилам налогового законодательства являются неправомерными, а обжалуемое решение - законным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.11.2003 по делу N А56-35636/03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Волховскому району Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Р.В. Казанцева |
О.Ю. Нефедова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 апреля 2004 г. N А56-35636/03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника