Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 12 апреля 2004 г. N А66-5733-03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Кустова А.А.,
судей Кирилловой И.И., Сосниной О.Г.,
рассмотрев 06.04.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение от 14.11.2003 (судья Буркова Л.В.) и постановление апелляционной инстанции от 29.12.2003 (судьи Борцова Н.А., Кольцова Т.В., Истомина О.Л.) Арбитражного суда Тверской области по делу N А66-5733-03,
установил:
Открытое акционерное общество "Тверьоблгаз" в лице производственно-технического подразделения "Тверьмежрайгаз" (далее - ОАО "Тверьоблгаз") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к Департаменту финансов Тверской области (далее - Департамент), Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ) о взыскании 123 713 руб. 92 коп. дохода, недополученного в результате предоставления с июля по декабрь 2000 года инвалидам, проживающим на территории Калининского и Рамешковского районов Тверской области, льгот по оплате коммунальных услуг по газоснабжению во исполнение Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Решением от 14.11.2003 исковые требования ОАО "Тверьоблгаз" удовлетворены путем взыскания 105 911 руб. 90 коп. с казны Тверской области, 544 руб. 01 коп. - с казны Российской Федерации. В остальной части иска отказано.
Постановлением апелляционной инстанции решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Минфин РФ просит обжалуемые судебные акты отменить как вынесенные с нарушением норм материального права, полагая, что федеральный бюджет в части финансирования затрат на предоставление льгот инвалидам свою обязанность выполнил.
Стороны, будучи уведомленными о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в заседание кассационной инстанции не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ОАО "Тверьоблгаз" с июля по декабрь 2000 года согласно указанному Закону при взимании платы за газ учитывало льготу в размере 50%, предусмотренную для соответствующих категорий граждан, проживающих на территории Калининского и Рамешковского районов Тверской области. Возникновение в связи с этим у истца недополученного дохода в заявленном размере послужило основанием для обращения ОАО "Тверьоблгаз" в арбитражный суд.
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2000 год" предусмотрено выделение Тверской области из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации 796 607,8 тыс. руб. трансфертов, в том числе в денежной форме 724 191,4 тыс. руб.
По мнению кассационной инстанции, суд пришел к правомерному выводу о необходимости удовлетворения заявленного требования в части взыскания 544 руб. 01 коп. за счет средств казны Российской Федерации.
Согласно подпунктам 14 и 15 статьи 5 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" к ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов относится установление льгот инвалидам или отдельным категориям инвалидов на территории субъектов Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, формирование бюджетов субъектов Российской Федерации в части расходов на социальную защиту инвалидов.
Статьей 17 названного Закона предусмотрено, что порядок предоставления указанных льгот определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.96 N 901 утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по оплате жилья и коммунальных услуг, пунктом 16 которых предусмотрено, что расходы, связанные с предоставлением указанных льгот по государственному жилищному фонду, находящемуся в федеральной собственности, возмещаются за счет средств федерального бюджета, а порядок возмещения льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, проживающим в государственном жилищном фонде, находящемся в собственности субъектов Российской Федерации, в общественном, муниципальном жилищном фонде, определяется по согласованию органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Постановлением губернатора Тверской области от 21.10.1996 N 498 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг" также были утверждены Правила предоставления указанных льгот, в соответствии с которыми предоставление льгот названным категориям граждан, проживающим в жилых домах государственного жилищного фонда, находящихся в областной собственности, осуществляется за счет средств областного бюджета, а проживающим в муниципальных жилых домах, домах ЖСК и жилых домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, - за счет средств местного бюджета. При этом пункт 3 указанного постановления предусматривает обязанность финансового управления администрации области (ныне ГУ "Департамент финансов Тверской области") при планировании ассигнований на соответствующий бюджетный год предусматривать в бюджетах городов и районов и областном бюджете средства для возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.
Суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод суда о том, что при отсутствии доказательств, свидетельствующих о выделении денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на реализацию конкретного Закона, и использовании Департаментом финансов полученных трансфертов с нарушением их целевого назначения, расходы, понесенные истцом в связи с предоставлением спорных льгот гражданам, проживающим в жилищном фонде, находящемся в федеральной собственности, должны быть компенсированы за счет средств казны Российской Федерации.
Ввиду вышеизложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 14.11.2003 и постановление апелляционной инстанции от 29.12.2003 Арбитражного суда Тверской области по делу N А66-5733-03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
О.Г. Соснина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 апреля 2004 г. N А66-5733-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника