Апелляционное определение Центрального окружного военного суда от 25 ноября 2022 г. по делу N 33а-455/2022
Центральный окружной военный суд в составе: председательствующего Белкина И.В., судей Буданова К.М. и Макарова С.С., при секретаре судебного заседания Човбане И.Ю. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-77/2022 по апелляционным жалобам Сосковой Ю.В., являющейся представителем административного ответчика федерального государственного казенного учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих", и Петренко В.В., являющегося представителем административного ответчика Министерства обороны РФ, на решение Оренбургского гарнизонного военного суда от 26 июня 2022 г., которым частично удовлетворен административный иск бывшего военнослужащего войсковой части N "данные изъяты" Сариева Серика Мухамедьяровича об оспаривании бездействия федерального государственного казенного учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" и Министерства обороны РФ, связанного с неполным начислением инвестиционного дохода на именной накопительный счет участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.
Заслушав доклад судьи Макарова С.С, изложившего обстоятельства административного дела, содержание решения суда первой инстанции, доводы апелляционных жалоб и поступивших относительно них возражений, окружной военный суд
установил:
В административном иске Сариев оспорил действия федерального государственного казенного учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" (далее по тексту - ФГКУ "Росвоенипотека") и Министерства обороны РФ, связанного с неполным начислением инвестиционного дохода на именной накопительный счет (далее по тексту - ИНС) участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее по тексту - НИС).
Оренбургский гарнизонный военный суд 26 июля 2022 г. принял решение о частичном удовлетворении административного иска.
Суд первой инстанции признал незаконным бездействие ФГКУ "Росвоенипотека", выразившееся в не учете на ИНС Сариева доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обязал руководителя названного учреждения произвести расчет денежной суммы инвестиционного дохода, который подлежал начислению Сариеву за упомянутый период при своевременном включении в реестр участников НИС, и истребовать из Министерства обороны РФ установленным порядком денежные средства на указанные цели.
Кроме того, обязал Министерство обороны РФ в десятидневный срок со дня поступления из ФГКУ "Росвоенипотека" расчета суммы недополученного инвестиционного дохода перечислить Сариеву причитающиеся ему денежные средства.
Вместе с тем, гарнизонным военным судом отказано в удовлетворении административного иска Сариева в части признания незаконным бездействия Министерства обороны РФ, выразившегося в не учете на ИНС Сариева доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения за упомянутый ранее период.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика - федерального государственного казенного учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" Соскова считает оспариваемое решение незаконным, необоснованным и подлежащим отмене, поскольку гарнизонный военный суд неправильно определилюридически значимые обстоятельства, имеющие значение для дела, вывода суда не соответствуют обстоятельствам дела, а также неправильно применил нормы материального и процессуального права.
В обоснование жалобы ее автор, ссылаясь на нормы Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" и постановления Правительства РФ от 22 декабря 2005 г. N 800 "О создании федерального государственного учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих", утверждает, что действующие нормативно-правовые акты не содержат методики начисления инвестиционного дохода за периоды, в которые накопительные взносы фактически не доводились из бюджета до учреждения, а соответствующие денежные средства не передавались в доверительное управление. Учреждение также не наделено полномочиями по установлению методологии и методики определения и учета размера недополученного дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление управляющим компаниям, уполномоченным федеральным органом.
Как далее отмечает Соскова Федеральным казначейством РФ при проведении плановой выездной проверки использования средств федерального бюджета на НИС за 2016-2018 г. в Министерстве обороны РФ было отмечено неправомерное возмещение военнослужащим не полученного инвестиционного дохода, имеющего внебюджетную коммерческую природу, за счет средств федерального бюджета.
Представитель административного ответчика также указывает в апелляционной жалобе о том, что инвестиционный доход является конечным финансовым результатом по итогам деятельности управляющих компаний, размер каждого участника которого напрямую зависит от суммы денежных средств, учтенных на его ИНС, от количества участников НИС, от суммы денежных средств, учтенных на ИНС всех участников НИС, от объема средств, находящихся в доверительном управлении, сроков инвестирования, а также от суммы дохода, полученного по итогам доверительного управления. Ввиду изложенного инвестиционный доход имеет внебюджетную природу и восстановление права административного истца на упущенный инвестиционный доход за счет бюджетных средств не учитывает специфику возникших правоотношений. Право Сариева может быть восстановлено лишь за счет поступающего и распределяемого учреждением инвестиционного дохода.
В заключение жалобы Соскова указывает, что полномочия представляемого ей учреждения в системе НИС являются производными от действий должностных лиц, непосредственно отвечающих за своевременное внесение сведений о военнослужащих с целью открытия именных накопительных счетов. Поскольку в спорный период у административного истца Сариева ИНС открыт не был, то отсутствуют основания полагать, что доходы от инвестирования не получены по вине ФГКУ "Росвоенипотека".
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика - Министерства обороны РФ Петров считает оспариваемое решение незаконным, необоснованным и подлежащим отмене, поскольку гарнизонный военный суд неправильно определилюридические значимые обстоятельства, имеющие значение для дела, вывода суда не соответствуют обстоятельства дела, а также неправильно применил нормы материального и процессуального права.
В целом доводы апелляционной жалобы Петрова повторяют доводы, изложенные в апелляционной жалобе представителя Сосковой.
В возражениях на апелляционную жалобу административный истец Сариев указывает на несостоятельность содержащихся в ней доводов, в связи с чем просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Рассмотрев административное дело, обсудив доводы, изложенные в апелляционных жалобах и поступивших относительно нее возражений, окружной военный суд приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Сариев в соответствии со вступившим в законную силу решением Оренбургского гарнизонного военного суда от 8 июня 2020 г. подлежал включению в реестр участников НИС с открытием ИНС для начисления накопительных взносов, передачей их ФГКУ "Росвоенипотека" в доверительное управление, с последующим начислением доходов от инвестирования этих средств не позднее ДД.ММ.ГГГГ, которое было не исполнено по причине нераспорядительности воинских должностных лиц войсковой части N, поскольку необходимые документы для регистрации административного истца в реестре участников НИС в жилищный орган не направлялись.
Для восстановления нарушенных прав Сариева судом в вышеупомянутом решении на командира войсковой части N возложена обязанность направить в ФГКУ "Росвоенипотека" необходимые документы для включения в реестр участников НИС с ДД.ММ.ГГГГ
Этим же решением суда установлено, что со стороны Министерства обороны РФ, Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ и ФГКУ "Росвоенипотека" каких-либо действий (бездействия) по несвоевременному включению Сариева в реестр участников НИС судом не допущено, в связи с чем в удовлетворении административного иска в указанной части Сариеву отказано.
Согласно сообщению ФГКУ "Росвоенипотека" от ДД.ММ.ГГГГ, направленного в ответ на обращение Сариева о составе и структуре выплаченных ему ДД.ММ.ГГГГ денежных средств, следует, что они состоят из учтенных на его ИНС накопительных взносов из федерального бюджета за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также инвестиционного дохода за второй и третий кварталы 2021 г.
В соответствии со справкой ФГКУ "Росвоенипотека" от ДД.ММ.ГГГГ ИНС открыт Сариеву ДД.ММ.ГГГГ с датой возникновения основания для включения в реестр ДД.ММ.ГГГГ, при этом на дату закрытия ИНС сумма накоплений, подлежащих выплате участнику НИС, составила 3 032 827 руб. 33 коп, в том числе доход от инвестирования в размере 50 690 руб. 48 коп, который рассчитан и начислен за период со второго квартала 2021 г. Дата возникновения основания для включения Сариева в реестр участников НИС с ДД.ММ.ГГГГ также подтверждается уведомлением о включении военнослужащего в реестр.
Из платежного поручения от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что Сариеву на его банковский счет в ПАО "Сбербанк России" со счета ФГКУ "Росвоенипотека" в тот же день перечислено 3 032 827 руб. 33 коп, в графе назначение платежа указано "Использование накоплений для жилищного обеспечения".
В силу п. 1 и 15 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, жилыми помещениями может быть реализовано, в том числе, в форме предоставления им денежных средств в рамках накопительно-ипотечной системы, условия и порядок участия в которой установлены Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих".
В соответствии с п. 1 - 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" реализация права на жилище участниками НИС осуществляется: посредством формирования накоплений для жилищного обеспечения на ИНС участников и последующего использования этих накоплений; предоставления целевого жилищного займа; выплаты денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, учтенные на ИНС участника.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 11 этого же Федерального закона, участник НИС имеет право использовать денежные средства, указанные в пп. 1 и 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона, в целях приобретения жилого помещения или жилых помещений в собственность или в иных целях после возникновения права на использование этих средств.
В целях реализации ст. 7 названного Федерального закона постановлением Правительства РФ от 21 февраля 2005 г. N 89 утверждены Правила формирования и ведения реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Министерством обороны РФ, федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее по тексту - Правила), согласно п. 5 которых регистрирующим органом является структурное подразделение федерального органа исполнительной власти, назначаемое или создаваемое по решению руководителя федерального органа исполнительной власти для формирования и ведения реестра в соответствии с названными Правилами.
Для обеспечения функционирования НИС постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2005 г. N 800 в ведении Министерства обороны РФ создано федеральное государственное учреждение ФГКУ "Росвоенипотека".
В силу пп. "в" п. 5, п. 6 и 7 Правил ИНС включает в себя сведения, в том числе о доходах от инвестирования.
Основанием для открытия ИНС является включение военнослужащего в реестр участников НИС Министерством обороны РФ, соответствующим федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
В соответствии с п. 7 Правил, расчет суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление управляющим компаниям, производит уполномоченный федеральный орган на основании согласованных со специализированным депозитарием отчетов указанных компаний о доходах от инвестирования этих средств.
Доходы от инвестирования учитываются на ИНС участников НИС с учетом оплаты расходов на инвестирование накоплений для жилищного обеспечения и вознаграждения, удержанного управляющими компаниями.
Расчет суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление, для учета его на ИНС участников НИС осуществляется ежеквартально, не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, пропорционально накоплениям для жилищного обеспечения, учтенным на ИНС, и срокам их инвестирования за отчетный период с округлением до копейки.
В расчет суммы дохода от инвестирования средств, переданных с доверительное управление, включается процентный доход по целевым жилищным займам, предусмотренным ч. 2 ст. 15 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих".
Таким образом, суд первой инстанции, частично удовлетворяя административный иск верно установил, что при надлежащей добросовестности со стороны должностных лиц органов военного управления Сариев мог рассчитывать на получение доходов от инвестирования накоплений, учтенных на его ИНС, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и пришел к обоснованному выводу о нарушении его прав, связанных с учетом доходов от инвестирования накоплений, подлежащих зачислению на его ИНС.
Утверждение представителя административного ответчика Сосковой об отсутствии законодательного регулирования правоотношений, связанных с начислением доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения на именные счета участников НИС, несвоевременно включенных в реестр, не влияет на выводы суда о нарушении прав Сариева и необходимости их восстановления.
Ошибочным является и утверждение представителя административного ответчика Петренко в апелляционной жалобе о незаконности возложения на Министерство обороны РФ обязанности по перечислению на ИНС административного истца суммы не начисленного инвестиционного дохода, поскольку в соответствии с пп. 31 п. 10 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. N 1082, Министр обороны РФ является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства обороны РФ и реализацию возложенных на него полномочий.
Кроме того, Министерство обороны РФ является органом, к компетенции которого относится как участие в публичных правоотношениях по реализации жилищных прав военнослужащих посредством НИС, так и защита нарушенных прав в указанной сфере, в связи с чем гарнизонный военный суд пришел к обоснованному выводу о необходимости возложения на Министерство обороны РФ обязанности по обеспечению Сариева возможности получить к выплате сумму не начисленного инвестиционного дохода.
Иные доводы апелляционных жалоб были предметом надлежащей оценки гарнизонным военным судом и обоснованно отклонены по приведенным в обжалуемом решении мотивам, и не свидетельствуют о том, что по делу были допущены существенные нарушения закона, влекущие отмену или изменение правильного по существу решения гарнизонного военного суда.
Таким образом, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований, предусмотренных ст. 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции, констатируя его законность и обоснованность.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 177, 307, 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, окружной военный суд
определил:
Решение Оренбургского гарнизонного военного суда от 26 июля 2022 г, принятое по административному иску Сариева Серика Мухамедьяровича к федеральному государственному казенному учреждению "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" и Министерству обороны РФ, оставить без изменения, а апелляционные жалобы представителей административных ответчиков Сосковой Ю.В. и Петренко В.В. - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Кассационный военный суд через Оренбургский гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня его вынесения.
"Согласовано"
Судья Центрального окружного военного суда (ПСП) С.С. Макаров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.