Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 16 апреля 2004 г. N А42-7587/03-23
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бухарцева С.Н., судей Корпусовой О.А. и Хохлова Д.В., при участии от Северо-Западного регионального управления валютного контроля Минфина Российской Федерации Козлова Ю.Ю. (доверенность от 18.12.02), от ФГУП "Арктикморнефтегазразведка" Жукова А.M. (доверенность от 09.01.04),
рассмотрев 12.04.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Северо-Западного регионального управления валютного контроля Минфина Российской Федерации на решение Арбитражного суда Мурманской области от 29.01.04 по делу N А42-7587/03-23 (судья Янковая Г.П.),
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Арктикморнефтегазразведка" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением об оспаривании постановления Северо-Западного регионального управления валютного контроля Минфина Российской Федерации (далее - Управление ВК) от 22.09.03 N 40/47-03/85П о назначении административного наказания, предусмотренного частями 1 и 4 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 29.01.04 заявление предприятия удовлетворено, постановление Управления ВК от 22.09.03 признано незаконным и отменено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Управление ВК просит отменить обжалуемый судебный акт как принятый с нарушением норм материального и процессуального права. По мнению подателя жалобы, предприятие правомерно привлечено к ответственности на основании частей 1 и 4 статьи 15.25 КоАП РФ.
В отзыве на кассационную жалобу предприятие просит отказать в удовлетворении жалобы, ссылаясь на законность судебного акта.
В судебном заседании представитель Управления ВК поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель предприятия, указывая на их необоснованность, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Законность обжалуемого решения суда проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как усматривается из материалов дела, предприятием заключен договор от 14.08.96 с фирмой "Арктик Дриллинг Лимитед" (Багамские острова, далее - инофирма) на оказание услуг по обучению персонала инофирмы, осуществляющему работы на буровом судне, принадлежащем заказчику. Расчеты с инофирмой за оказанные предприятием услуги производились в иностранной валюте без разрешения Центрального банка Российской Федерации (далее - ЦБ РФ). За услуги по обучению предприятие в течение 1998 года получило от инофирмы 114 950 долларов США. Из оспариваемого постановления Управления ВК от 22.09.03 следует, что заявителем нарушены требования пункта 2 статьи 6 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон о валютном регулировании) и пункта 4 раздела 2 письма Госбанка СССР от 24.05.91 N 352. Считая, что предприятием совершены валютные операции, связанные с движением капитала, без разрешения ЦБ РФ, Управление ВК квалифицировало его действия по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Кроме того, предприятием в 1996 году приобретены 1 800 акций инофирмы. На приобретение акций предприятием получено разрешение ЦБ РФ и ему выдана лицензия от 29.05.96 N 12-11-0426/96. В лицензии предусмотрена обязанность предприятия представлять отчетность в ЦБ РФ, в том числе ежегодно: заверенный аудиторами годовой отчет инофирмы, заверенные копии решений органов управления инофирмы о распределении прибыли и дивидендов за истекший период. Невыполнение предприятием условий лицензии ЦБ РФ по представлению названной отчетности квалифицировано органом валютного контроля по части 4 статьи 15.25 КоАП РФ.
Постановлением Управления ВК от 22.09.03 предприятие признано виновным в совершении административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частями 1 и 4 статьи 15.25 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере незаконной валютной операции (114 950 долларов США) по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ и штрафа в размере 500 МРОТ по части 4 статьи 15.25 КоАП РФ, что на день вынесения постановления составило 3 562 872 рубля.
Согласно подпункту "а" пункта 9 статьи 1 Закона о валютном регулировании переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 90 дней, являются текущими валютными операциями.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" экспорт - это вывоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, с таможенной территории Российской Федерации за границу без обязательства об обратном ввозе. Факт экспорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы Российской Федерации, предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности.
Применительно к услуге как к деятельности, результат которой не имеет материального выражения, вывоз ее за пределы таможенной территории Российской Федерации возможен в том случае, если услуга оказана на таможенной территории Российской Федерации, но ее полезные свойства (экономические результаты) использованы за пределами этой территории.
В случае оказания и использования услуги на таможенной территории Российской Федерации отсутствует признак вывоза ее за пределы таможенной территории Российской Федерации, а следовательно, и экспорт услуги.
Из материалов дела видно, что услуги по обучению персонала инофирмы оказывались в Российской Федерации, а их результаты использованы нерезидентом за пределами таможенной территории Российской Федерации при осуществлении мореплавания на буровом судне.
Следовательно, обществом осуществлялись текущие валютные операции, которые не требуют разрешения ЦБ РФ, а решение суда в этой части законно и обоснованно.
Кроме того, кассационная инстанция считает, что Управлением ВК нарушен срок давности привлечения предприятия к административной ответственности.
Длящиеся правонарушения характеризуются непрерывным осуществлением противоправного деяния (состава правонарушения).
В соответствии с частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ осуществление валютных операций без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), либо с нарушением требований (условий, ограничений), установленных специальным разрешением (лицензией), а равно с использованием заведомо открытых с нарушением установленного порядка счетов резидентов в кредитных организациях за пределами Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от одной десятой до одного размера суммы незаконной валютной операции.
Объективная сторона вменяемого предприятию правонарушения заключается в совершении противоправного действия, а именно: осуществление валютных операций без специального разрешения.
С момента совершения лицом действий, направленных на переход права собственности на валютные ценности, административное правонарушение следует считать оконченным. Последствия действия (бездействия) лица не охватываются диспозицией части 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение валютного законодательства Российской Федерации - по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Валютные операции совершены предприятием в 1998 году. Следовательно, на момент вынесения Управлением ВК оспариваемого постановления годичный срок давности привлечения предприятия к административной ответственности истек.
Кассационная инстанция считает, что орган валютного контроля неправильно квалифицировал по части 4 статьи 15.25 КоАП РФ бездействие предприятия, выразившееся в невыполнении условий лицензии ЦБ РФ о представлении отчетности.
Частью 4 ст. 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, в частности, за несоблюдение установленного порядка составления и представления отчетности по валютным операциям.
В соответствии со статьей 9 Закона о валютном регулировании ЦБ РФ является основным органом валютного регулирования в Российской Федерации, издает нормативные акты, обязательные к исполнению в Российской Федерации резидентами и нерезидентами, устанавливает единые формы учета, отчетности, документации и статистики валютных операций, в том числе уполномоченными банками, а также порядок и сроки их представления.
Согласно пункту 3 статьи 12 Закона о валютном регулировании органы валютного контроля определяют порядок и формы учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов.
По смыслу части 4 статьи 15.25 КоАП РФ и исходя из содержания статей 9 и 12 Закона о валютном регулировании административная ответственность за непредставление отчетности по валютным операциям может наступать только в случае, если такая обязанность установлена нормативным актом ЦБ РФ или законом.
В данном случае обязанность по представлению отчетности в ЦБ РФ предусмотрена условиями конкретной лицензии, разрешающей предприятию совершение валютной операции, связанной с движением капитала, - приобретение акций нерезидента. Следовательно, невыполнение условий лицензии не может быть квалифицировано по части 4 статьи 15.25 КоАП РФ.
При наличии у предприятия лицензии ЦБ РФ и в случае неисполнения предусмотренных ею обязанностей бездействие заявителя могло быть квалифицировано как нарушение требований (условий, ограничений), установленных специальным разрешением (лицензией), а не как непредставление отчетности по валютным операциям.
При таких обстоятельствах следует признать, что оснований для отмены обжалуемого решения суда и удовлетворения жалобы органа валютного контроля не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286 и 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 29.01.04 по делу N А42-7587/03-23 оставить без изменения, а кассационную жалобу Северо-Западного регионального управления валютного контроля Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.Н. Бухарцев |
Д.В. Хохлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 апреля 2004 г. N А42-7587/03-23
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника