Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 16 апреля 2004 г. N А42-9139/03-8
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корпусовой О.А., судей Бухарцева С.Н. и Хохлова Д.В.,
рассмотрев 13.04.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Мурманского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда от 18.12.03 Мурманской области по делу N А42-9139/03-8 (судья Беляева Л.Е.),
установил:
Государственное учреждение - Мурманское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - фонд) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Спрут" (далее - общество) 1 000 руб. штрафа, за непредставление в установленный срок расчетной ведомости по средствам социального страхования за второй квартал 2003 года.
Решением суда от 18.12.03 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе фонд просит отменить принятый по делу судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Податель жалобы указывает на наличие в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон от 24.07.98 N 125-ФЗ) и статьей 20 Федерального закона от 08.02.03 N 25-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации", а также на то обстоятельство, что обязанность представлять расчетную ведомость не ставится законодателем в зависимость от наличия базы для начисления страховых взносов и обязанности по их уплате.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке. Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, общество 28.08.02 зарегистрировано в качестве страхователя в филиале N 1 фонда, регистрационный номер 5101002833 (лист дела 7). Фондом проведена камеральная проверка своевременности представления обществом расчетной ведомости по средствам социального страхования за второй квартал 2003 года. В ходе проверки установлено, что ответчик в установленный законом срок, до 15.07.03, расчетную ведомость не представил, о чем составлен акт камеральной проверки от 31.07.03 N 494 (лист дела 9). На основании указанного акта фонд вынес решение от 27.08.03 N 494 о привлечении общества к ответственности в виде взыскания 1 000 руб. штрафа за нарушение установленного срока представления расчетной ведомости по средствам социального страхования, обществу также предложено уплатить штрафные санкции в добровольном порядке в десятидневный срок со дня получения решения (лист дела 11). Поскольку ответчик в добровольном порядке штраф не уплатил, заявитель обратился в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ страхователь обязан вести учет начисления и перечисления страховых взносов и производимых им страховых выплат, обеспечить сохранность имеющихся у него документов, являющихся основанием для обеспечения по страхованию, и представлять страховщику отчетность по установленной страховщиком форме. Пунктом 13 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 184, установлена обязанность страхователей ежеквартально составлять отчетность по средствам на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по форме, утверждаемой страховщиком, и представлять ее страховщику в установленный им срок. Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 06.12.01 N 122 утверждена форма расчетной ведомости по средствам фонда, которая составляется страхователями и представляется ежеквартально нарастающим итогом до 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.
Согласно статье 20 Федерального закона от 08.02.03 N 25-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2003 год" страхователи ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, представляют в исполнительные органы Фонда по месту своей регистрации отчетность по форме, установленной Фондом. Нарушение установленного срока представления или непредставление страхователями установленной отчетности влечет взыскание штрафа в размере 1 000 рублей.
Факт нарушения обществом срока представления расчетной ведомости за второй квартал 2003 года установлен фондом, подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиком.
Кассационная коллегия считает ошибочным вывод суда первой инстанции относительно отсутствия у ответчика обязанности по представлению расчетной ведомости в силу того, что последний не является работодателем.
В соответствии со статьей 3 Закона от 24.07.98 N 125-ФЗ страхователем является юридическое лицо любой организационно-правовой формы либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с пунктом 1 статьи 5 данного Закона. Названный пункт 1 статьи 5 Закона определяет перечень лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию: "физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), заключенного со страхователем"; "физические лица, выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если в соответствии с указанным договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы".
Из приведенных норм следует, что возникновение обязанности направлять страховщику сведения по средствам социального страхования законодатель связывает с моментом установления страхователем трудовых или гражданско-правовых правоотношений с работником.
Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 28.08.02 подтверждается, что общество учреждено одним физическим лицом, которое одновременно является руководителем постоянно действующего исполнительного органа (лист дела 8). Возложение единоличным учредителем общества на себя функций исполнительного органа этого же общества не противоречит правовым нормам и свидетельствует о факте выполнения единственным участником акционерного общества трудовых обязательств. Согласно статье 11 Федерального закона от 08.02.98 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" решение об учреждении общества может быть принято одним лицом. В силу статей 32 и 40 данного Закона этим же лицом может быть принято и решение о назначении единоличного исполнительного органа, поскольку только одно лицо, выступившее учредителем при создании общества, является его участником. Согласно статье 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения, которые возникают в результате избрания или назначения на должность, характеризуются как "трудовые отношения на основании трудового договора". Из имеющихся в материалах дела документов видно, что у общества имеется по крайней мере один работник - директор (лист дела 15, оборот). Следовательно, общество должно было представлять отчетность в фонд.
Таким образом, общество, являясь страхователем, совершило правонарушение, предусмотренное статьей 20 Федерального закона от 08.02.03 N 25-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации" и пунктом 1 статьи 19 Закона от 24.07.98 N 125-ФЗ.
На основании изложенного вывод суда относительно отсутствия у ответчика обязанности по представлению расчетной ведомости в силу того, что последний не является страхователем, подлежит исключению из мотивировочной части решения.
Однако кассационная инстанция считает, что заявленное фондом требование не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 34.1 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда законодательством о налогах и сборах на органы государственных внебюджетных фондов возложены обязанности по налоговому контролю, эти органы пользуются правами и исполняют обязанности налоговых органов, предусмотренные Кодексом. При этом "должностные лица органов государственных внебюджетных фондов несут обязанности, предусмотренные статьей 33 Кодекса".
Согласно статье 8 Федерального закона от 11.02.2002 N 17-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год" взыскание штрафов осуществляется исполнительными органами фонда в порядке, установленном частью первой Налогового кодекса Российской Федерации для применения мер ответственности за налоговые правонарушения. Статьей 8 Федерального закона от 8.02.03 N 25-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2003 год" действие частей первой, второй и четвертой статьи 8 Федерального закона от 11.02.02 N 17-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год" продлено на 2003 год. Таким образом, взыскание штрафов осуществляется исполнительными органами Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, установленном частью первой Налогового кодекса Российской Федерации для применения мер ответственности за налоговые правонарушения.
Как следует из пункта 1 статьи 10 и пункта 1 статьи 108 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик может быть привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения только по основаниям, предусмотренным главой 16 Кодекса, и в порядке, установленном главами 14 и 15 названного Кодекса, а налоговый орган обязан соблюдать этот порядок при осуществлении производства по делу о налоговом правонарушении.
Статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрен общий порядок привлечения налогоплательщика (плательщика сбора или налогового агента) к налоговой ответственности, который отделение фонда обязано соблюдать при выявлении им правонарушения в ходе осуществления налогового контроля в любой предусмотренной статьей 82 Кодекса форме. Вместе с тем согласно подпунктам 7 и 9 пункта 1 статьи 21 и подпункту 7 пункта 1 статьи 32 Кодекса налоговый орган (в данном случае - отделение фонда) обязан направить налогоплательщику (обществу) копию акта проверки, а последний вправе представить пояснения либо возражения по акту проведенной проверки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации о времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган (отделение фонда) извещает налогоплательщика (общество) заблаговременно, причем независимо от представления или непредставления налогоплательщиком (обществом) возражений по акту проверки. Только в случае если, несмотря на извещение, налогоплательщик не явился, материалы проверки, включая представленные им возражения, объяснения, другие документы и материалы, рассматриваются в его отсутствие.
Согласно пункту 1 статьи 108 Налогового кодекса Российской Федерации никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе как по основаниям и в порядке, которые установлены названным Кодексом.
Из материалов дела следует, что решение фонда о привлечении общества к ответственности за несвоевременное представление расчетной ведомости по средствам социального страхования вынесено без извещения страховщика о месте и времени рассмотрения материалов проверки о выявленном правонарушении, что, по мнению суда, в данном случае лишило общество возможности реализовать свои права, предусмотренные статьей 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, фондом нарушен установленный Налоговым кодексом Российской Федерации порядок производства по делу о налоговом правонарушении, что в данном случае в силу пункта 6 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации влечет незаконность решения страхователя о привлечении общества к ответственности, а, следовательно, и отсутствие оснований для взыскания штрафа с общества.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда от 18.12.03 Мурманской области по делу N А42-9139/03-8 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Мурманского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А.Корпусова |
Д.В.Хохлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 апреля 2004 г. N А42-9139/03-8
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника