Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 19 апреля 2004 г. N А56-20086/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Клириковой Т.В., Кирейковой Г.Г.,
при участии от ЗАО "Чипита Санкт-Петербург" юрисконсульта Сибирцевой А.Ю. (доверенность от 08.01.2004),
рассмотрев 19.04.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Красногвардейскому району Санкт-Петербурга на решение от 15.10.2003 (судья Алешкевич О.А.) и постановление апелляционной инстанции от 18.12.2003 (судьи Слобожанина В.Б., Бойко А.Е., Несмиян С.И.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-20086/03,
установил:
Закрытое акционерное общество "Чипита Санкт-Петербург" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решений Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Красногвардейскому району Санкт-Петербурга (далее - Инспекция) от 18.03.2003 N 05/212К и N 05/213К в части отказа Обществу в возмещении из бюджета 491 745 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) и обязании инспекции возместить Обществу 302 211 руб. 17 коп. НДС за июль 2002 года и 189 533 руб. 85 коп. НДС за август 2002 года путем возврата на его расчетный счет.
Решением суда от 15.10.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 18.12.2003, в части признания недействительными решений Инспекции заявление Общества удовлетворено. В остальной части заявленные требования оставлены без рассмотрения.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судебными инстанциями норм материального права, просит отменить судебные акты в части признания недействительными решений налогового органа и принять по делу новое решение. Податель жалобы считает, что, поскольку Общество в подтверждение права на применение в июле и августе 2002 года налоговой ставки 0% представило счета-фактуры, составленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), Инспекцией приняты обоснованные решения об отказе Обществу в возмещении из бюджета НДС за указанный период.
Кроме того, суд первой инстанции не истребовал неправильно оформленные счета-фактуры, а следовательно, обстоятельства дела исследованы не полностью.
Инспекция о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, однако представитель в суд не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Согласно материалам дела Общество в июле-августе 2002 года осуществляло реализацию на экспорт кондитерских и хлебобулочных изделий собственного производства.
Общество 20.12.2002 и 25.12.2002 представило в налоговый орган декларации по НДС по налоговой ставке 0% за июль и август 2002 года, заявив к возмещению из бюджета 1 214 432 руб., НДС уплаченного поставщикам сырья и материальных ресурсов, использованных при производстве продукции, поставляемой на экспорт. В обоснование права на применение налоговой ставки 0% Общество представило пакет документов, предусмотренных статьями 165 и 169 НК РФ.
Инспекция, проверив в камеральном порядке декларации и документы заявителя, вынесла решения от 18.03.2003 N 05/212К и N 05/213К об отказе Обществу в возмещении из бюджета 189 533 руб. 85 коп. НДС за август 2002 года и 302 211 руб. 17 коп. за июль 2002 года. В мотивированных заключениях от 19.03.2003 N 08/3892 и N 08/3893 Инспекция указала на то, что представленные Обществом счета-фактуры составлены с нарушением порядка, предусмотренного пунктом 5 статьи 169 НК РФ, а именно: в них отсутствуют: адреса грузополучателя, грузоотправителя, подписи руководителя и главного бухгалтера, идентификационный номер покупателя (далее - ИНН).
Общество не согласилось с решениями Инспекции и обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя заявление Общества в части признания недействительными решений Инспекции, суды исходили из того, что налогоплательщик представил надлежаще оформленные счета-фактуры.
Суд кассационной инстанции считает, что решение и постановление судов приняты с нарушением норм материального права и подлежат частичной отмене.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0% при реализации товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
В силу пункта 4 статьи 176 НК РФ суммы, предусмотренные статьей 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1 - 6 и 8 пункта 1 статьи 164 НК РФ, а также суммы налога, исчисленные и уплаченные в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 НК РФ, и документов, перечисленных в статье 165 НК РФ. Возмещение производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 НК РФ, и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ. В течение указанного срока налоговый орган производит проверку обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.
Согласно статье 172 НК РФ налоговые вычеты, установленные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг); документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога; документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6-8 статьи 171 НК РФ.
В силу пункта 1 статьи 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, установленном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 169 НК РФ счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
В пункте 5 статьи 169 НК РФ приведен перечень данных, которые должны быть указаны в счете-фактуре, в том числе, наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя; наименование и в адрес грузоотправителя и грузополучателя. Согласно пункту 6 статьи 169 НК РФ счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иным лицом, уполномоченным на то приказом по организации или доверенностью от имени организации.
Как видно из мотивированных заключений Инспекции, а также отзыва на апелляционную жалобу и пояснений заявителя в заседании суда апелляционной и кассационной инстанции, Общество не отрицает факт представления в Инспекцию счетов-фактур, оформленных с нарушением требований статьи 169 НК РФ, ссылаясь при этом на положения пункта 29 постановления Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 "Об утверждении правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и продаж при расчетах по НДС", которым допускается исправление записей в счетах-фактурах; статьи 88 НК РФ, согласно которой налоговый орган при выявлении в ходе камеральной проверки ошибок в заполнении документов или противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, а также на несущественность недостатков в оформлении счетов-фактур и представление исправленных счетов-фактур.
Таким образом, следует признать, что представленные Обществом в налоговый орган и в суд счета-фактуры (от 25.07.2002 N 451, от 01.07.2002 N 1895, от 02.07.2002 N 0014, от 10.07.2002 N 0044, от 11.07.2002 N 0047, от 09.07.2002 N 102) на момент вынесения Инспекцией оспариваемых решений были составлены с нарушением порядка, установленного статьей 169 НК РФ. В приведенных счетах-фактурах в нарушение пунктов 5 и 6 статьи 169 НК РФ не указаны грузоотправитель и его адрес, грузополучатель и его адрес, адрес покупателя и его ИНН. Какие-либо исправления в названные счета-фактуры не вносились, что не оспаривается Обществом.
В соответствии с пунктом 2, подпунктами 2 и 3 пункта 5 и пунктом 6 статьи 169 НК РФ такие счета-фактуры не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
При этом не имеет правового значения факт оплаты Обществом товара и уплаты НДС поставщикам по таким счетам-фактурам, поскольку Налоговым кодексом Российской Федерации установлены определенные требования к их оформлению. Поэтому вывод суда о том, что отдельные недостатки в оформлении счетов-фактур не являются достаточным основанием для отказа в принятии предъявленных сумм налога к вычетам, следует признать ошибочным.
Ссылка Общества и суда на статью 88 НК РФ является несостоятельной, поскольку названная статья предоставляет налоговому органу право истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, что не является его обязанностью.
Кроме того, следует отметить, что заявитель, являясь экспортером и реализуя при этом свое право на применение налоговых вычетов по НДС, в подтверждение этого права должен представлять документы в соответствии с требованиями главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации. Следовательно, Общество как добросовестный налогоплательщик при представлении в налоговый орган документов, обязано проверить их достоверность и полноту оформления.
При таких обстоятельствах следует признать, что решения Инспекции от 18.03.2003 N 05/212К и N 05/213К на момент их вынесения соответствовали нормам налогового законодательства в отношении названных счетов-фактур.
Таким образом, кассационная жалоба налогового органа подлежит частичному удовлетворению: решение и постановление судов следует отменить в части признания недействительными решений Инспекции от 18.03.2003 N 05/212К и N 05/213К об отказе Обществу в возмещении НДС при применении налоговых вычетов по счетам-фактурам от 25.07.2002 N 451, от 01.07.2002 N 1895, от 02.07.2002 N 0014, от 10.07.2002 N 0044, от 11.07.2002 N 0047, от 09.07.2002 N 102.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 2 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 15.10.2003 и постановление апелляционной инстанции от 18.12.2003 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-20086/03 отменить в части признания недействительными решений Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Красногвардейскому району Санкт-Петербурга от 18.03.2003: N 05/212К при применении ЗАО "Чипита Санкт-Петербург" вычета по счету-фактуре от 25.07.2002 N 451 и N 05/213К при применении вычетов по счетам-фактурам от 01.07.2002 N 1895, от 02.07.2002 N 0014, от 10.07.2002 N 0044, от 11.07.2002 N 0047 и от 09.07.2002 N 102.
В этой части закрытому акционерному обществу "Чипита Санкт-Петербург" отказать в удовлетворении заявления.
В остальной части решение и постановление судов оставить без изменения.
Взыскать с закрытого акционерного общества "Чипита Санкт-Петербург" в доход федерального бюджета 1 000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций.
Председательствующий |
С.А. Ломакин |
Г.Г. Кирейкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 апреля 2004 г. N А56-20086/03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника