Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 3 октября 2003 г. N А42-6747/00-16-871/01-1177/02
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 января 2004 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Корпусовой О.А.,
судей Бухарцева С.Н. и Ветошкиной О.В.,
открытого акционерного общества "Мурманское морское пароходство" - Савельева А.Н. (доверенность от 04.01.03 N ЮР-7/2) и Кочаряна А.В. (доверенность от 04.01.03 N ЮР-7/5),
рассмотрев 30.09.03 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Мурманской таможни на решение Арбитражного суда Мурманской области от 30.05.03 по делу N А42-6747/00-16-871/01-1177/02 (судья Бубен В.Г.),
установил:
Открытое акционерное общество "Мурманское морское пароходство" (далее - Пароходство) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к Мурманской таможне о возврате из бюджета 2 640 343,09 руб. излишне уплаченных таможенных платежей и 1 241 938,16 руб. процентов за нарушение срока возврата этих платежей.
Решением суда от 22.07.2002 иск удовлетворен полностью.
Постановлением апелляционной инстанции от 10.09.2002 решение от 22.07.2002 оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10.01.03 решение и постановление отменены, дело передано на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Мурманской области.
Решением суда от 30.05.03 в иске отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Мурманская таможня просит отменить решение, ссылаясь на следующее:
- таможенным органам предоставлено право осуществлять возврат и зачет только сумм налогов, уплаченных в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации;
- суд первой инстанции не дал оценку тому обстоятельству, что на момент подачи Пароходством в таможенный орган заявления о возврате таможенных платежей, у истца имелась недоимка по таможенным платежам и пеням;
- суд первой инстанции не исследовал все обстоятельства, которые должны были быть исследованы в соответствии с постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа.
Мурманская таможня о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещена надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, в 1999-2000 годах в соответствии с таможенным режимом выпуска для свободного обращения Пароходство произвело таможенное оформление морских судов после их переработки (ремонта) вне таможенной территории Российской Федерации. Таможенное оформление и уплата таможенных платежей производились по одиннадцати грузовым таможенным декларациям и соответствующим платежным поручениям.
Согласно разъяснениям, данным заявителю Государственным таможенным комитетом Российской Федерации (далее - ГТК) в письме от 16.03.99 N 01-13/8482, Пароходство включало в налогооблагаемую базу стоимость транспортных расходов по перемещению товаров (морских судов) от границы Российской Федерации до предприятия-переработчика и обратно (листы дела 38-39).
Истец 07.08.2000 обратился в таможню с заявлением о возврате 2 641 543 руб. 64 коп. излишне уплаченных таможенных платежей.
Мурманская таможня письмом от 18.08.2000 N 24-13/6589 отказала Пароходству в возврате излишне уплаченных таможенных платежей, что послужило основанием для обращения последнего с иском в арбитражный суд. По настоящему делу Пароходство просит обязать Мурманскую таможню возвратить из бюджета 2 640 343,09 руб. излишне уплаченных таможенных платежей и 1 241 938,16 руб. процентов за нарушение срока возврата этих платежей.
По существу рассматриваемого дела, кассационная инстанция считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что в базу для исчисления таможенных пошлин и налогов, уплачиваемых при ввозе российских судов после ремонта, не должна включаться стоимость транспортных расходов по перемещению судов от границы Российской Федерации до предприятия-переработчика и обратно. Поэтому внесенные Пароходством платежи в сумме 2 640 343,09 руб. являются излишне уплаченными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Налогового кодекса Российской Федерации таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации. Из приведенной нормы, а также положений пункта 12 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов в ограниченном объеме, то есть только при взимании налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации. Поэтому таможенные органы могут проводить зачет излишне уплаченных сумм налогов в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации, только в том случае, если и недоимка, и переплата образовались в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.
Кроме того, согласно пункту 2 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации таможенные органы обязаны в десятидневный срок сообщить в налоговый орган по месту учета налогоплательщика обо всех излишне уплаченных суммах налогов, которые были зачтены в счет предстоящих налогов или были возвращены таможенными органами.
Из приведенных норм следует, что таможенный орган не вправе провести зачет недоимки по налогам, образовавшейся в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в счет переплаты по внутреннему рынку, сведения о которой находятся в налоговом органе по месту регистрации налогоплательщика.
Пароходство ссылалось на наличие у него переплаты по налогам по внутреннему рынку, о чем в материалах дела имеется справка Инспекции по городу Мурманску Мурманской области Министерства Российской Федерации по налогам и сборам. (лист дела 67).
Этот довод не может быть принят во внимание, поскольку налогоплательщик не обращался в налоговую инспекцию с заявлением о проведении такого зачета.
Кроме того, в судебном заседании представитель Пароходства пояснил, что предприятие постоянно ведет деятельность, связанную с пересечением товарами и транспортными средствами таможенной границы Российской Федерации и в связи с этим постоянно осуществляет расчеты с таможенными органами.
Кассационная инстанция также учитывает и то, что недоимки компенсируются бюджету пенями (статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации), а переплаты компенсируются налогоплательщику начислением процентов (пункт 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации).
Ссылки таможни на наличие у Пароходства недоимки по решению таможенного органа от 06.07.2000 N 04900-060700/001 не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям. Данное решение Мурманской таможни оспаривалось Пароходством в судебном порядке и было признано частично недействительным (дело N А42-4831/00-11-384/01). После вступления в силу решения Арбитражного суда Мурманской области по делу N А42-4831/00-11-384/01 сумма недоимки была уплачена налогоплательщиком в бюджет.
На основании изложенного кассационная инстанция считает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что 2 640 343,09 руб. являются излишне уплаченными таможенными платежами и подлежат возврату налогоплательщику. Проценты за несвоевременный возврат излишне уплаченной суммы налога в сумме 1 241 938,16 руб. начислены Пароходством правильно и также подлежат взысканию.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа считает, что решение суда об отказе в иске подлежит отмене в связи с неправильным применением норм процессуального права.
В соответствии с пунктом 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены решения, если это нарушение привело к принятию неправильного решения.
Суд первой инстанции, установив, что платежным поручением от 18.09.02 N 681 Главное управление Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации возвратило на расчетный счет Пароходства 3 882 281 руб. 25 коп. по заявлению Мурманской таможни, в связи с этим отказал в иске.
Суд первой инстанции не учел, что данные денежные средства возвращены Пароходству во исполнение решения суда от 22.07.02, вынесенного по настоящему делу и вступившего в законную силу (лист дела 133).
Предмет иска - это материально-правовое требование к ответчику о совершении определенных действий. Исполнение Мурманской таможней вступившего в законную силу решения суда, вынесенного по настоящему делу 22.07.02, не означает, что таможенный орган признал иск и Пароходству следует отказать в удовлетворении заявленных требований в связи с отсутствием предмета иска.
Кассационная инстанция считает, что данное нарушение судом первой инстанции норм процессуального права при определении предмета иска привело к принятию неправильного решения.
В связи с изложенным Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа считает, что из мотивировочной части решения суда первой инстанции от 30.05.03 следует исключить следующий абзац: "Судом установлено, что платежным поручением от 18.09.02 N 681 Главное управление Федерального казначейства Минфина России возвратило на расчетный счет Пароходства 3 882 281 руб. 25 коп. по заявлению Мурманской таможни. При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения иска не имеется". Резолютивная часть решения суда также подлежит отмене.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287, пунктом 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 30.05.03 по делу N А42-6747/00-16-871/01-1177/02 отменить.
Обязать Мурманскую таможню возвратить открытому акционерному обществу "Мурманское морское пароходство" 2 640 343,09 руб. излишне уплаченных таможенных платежей и 1 241 938,16 руб. процентов за счет средств соответствующих бюджетов.
Председательствующий |
О.А.Корпусова |
О.В.Ветошкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 октября 2003 г. N А42-6747/00-16-871/01-1177/02
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника