Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 23 апреля 2004 г. N А56-38344/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Эльт Л.Т., судей Пастуховой М.В. и Бухарцева С.Н., при участии от Территориального управления Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Кондратенко М.И. (доверенность от 10.03.2004 N ОВ/787), от Подкомиссии по лицензированию фармацевтической деятельности по городу Санкт-Петербургу Лицензионной комиссии Министерства здравоохранения Российской Федерации по выдаче лицензий на фармацевтическую деятельность Воробьевой И.О. (доверенность от 16.12.2002), от Министерства здравоохранения Российской Федерации Воробьевой И.О. (доверенность от 30.12.2003),
рассмотрев 21.04.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства по Санкт-Петербургу и Ленинградский области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.12.2003 по делу N А56-38344/03 (судья Малышева Н.Н.),
установил:
Подкомиссия по лицензированию фармацевтической деятельности по городу Санкт-Петербургу Лицензионной комиссии Министерства здравоохранения Российской Федерации по выдаче лицензий на фармацевтическую деятельность (далее - подкомиссия) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Территориального управления Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - ТУ МАП России) от 17.10.2003 N 4168-37.
Решением суда от 09.12.2003 заявление удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ТУ МАП России просит отменить указанное решение суда и отказать подкомиссии в удовлетворении ее требования, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции статей 7 и 8 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - Закон о конкуренции), пункта 5 Положения о территориальном управлении Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства от 05.12.2002 N 800 (далее - Положение о территориальном управлении). По мнению подателя жалобы, ТУ МАП России приняло оспариваемое предписание в пределах своей компетенции и подкомиссия правомерно признана совершившим нарушение антимонопольного законодательства.
До рассмотрения кассационной жалобы представителем подкомиссии заявлено ходатайство о проведении процессуального правопреемства в отношении подателя жалобы в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти". Рассмотрев указанное ходатайство, суд кассационной инстанции не нашел оснований для его удовлетворения, так как лицом, участвующим в настоящем деле, является не Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, а ТУ МАП России, в отношении которого отсутствуют данные о завершении реорганизационных процедур в порядке, предусмотренном Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.03.2004 N 379-р.
В судебном заседании представитель ТУ МАП России поддержал доводы, изложенные в жалобе. Представитель подкомиссии и Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - Минздрав России) возражал против удовлетворения жалобы, указывая на законность и обоснованность решения суда.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Суд кассационной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене.
Как видно из материалов дела, ТУ МАП России, рассмотрев в порядке особого производства дело о нарушении антимонопольного законодательства, вынес оспариваемое предписание от 17.10.2003 N 4168-37, которым подкомиссия признана совершившей нарушение статей 7 и 8 Закона о конкуренции. Основанием для принятия указанного предписания послужило то, что решением подкомиссии, оформленным протоколом заседания от 31.10.2002 N 8, приостановлено действие лицензии государственного аптечного предприятия "ГРАН" (далее - ГАП "ГРАН") на фармацевтическую деятельность. В то же время, как установило ТУ МАП России, в состав подкомиссии входили руководители хозяйствующих субъектов, конкурирующих с ГАП "ГРАН" на том же товарном рынке, - директора ГП "Аптека N 232", ГП "Аптека N 238" и ГП "Центральная фармацевтическая база Санкт-Петербурга".
Упомянутым предписанием на подкомиссию возложена обязанность отменить решение о приостановлении действия лицензии ГАП "ГРАН".
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с Положением о территориальном управлении полномочие давать обязательные для исполнения предписания федеральным органам исполнительной власти входит в компетенцию не ТУ МАП России, а самого Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.
Между тем в соответствии с пунктом 5 указанного Положения территориальное управление вправе давать обязательные для исполнения предписания территориальным органам федеральных органов исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, в том числе об изменении или отмене принятых ими актов, не соответствующих законодательству Российской Федерации.
Как следует из Положения о подкомиссии, утвержденного приказом Минздрава России от 16.08.2002 N 268, на подкомиссию возложен ряд полномочий, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации входят в компетенцию Минздрава России, в том числе полномочия по решению вопросов о предоставлении, отказе в предоставлении, переоформлении, приостановлении действия и аннулировании лицензий на фармацевтическую деятельность аптечных предприятий и учреждений. Персональный состав подкомиссии определяется Минздравом России. В своей деятельности подкомиссия подотчетна и подконтрольна Лицензионной комиссии Минздрава России. В Положении установлены также территориальные пределы компетенции подкомиссии - город Санкт-Петербург.
Таким образом, следует признать, что подкомиссия учреждена Минздравом России в качестве его территориального органа, реализующего отдельные функции федерального органа исполнительной власти в Санкт-Петербурге. Поэтому вывод суда первой инстанции об отсутствии у ТУ МАП России полномочия давать подкомиссии предписания, обязательные для исполнения, является ошибочным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона о конкуренции запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных наделенных функциями или правами указанных органов власти органов или организаций с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного надзора, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. Статья 8 того Закона запрещает заключение в любой форме соглашений или осуществление согласованных действий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных наделенных функциями или правами указанных органов власти органов или организаций между собой либо между ними и хозяйствующим субъектом, в результате которых имеются или могут иметь место недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов, в том числе соглашения или согласованные действия, которые приводят или могут привести, в частности, к ограничению доступа на рынок или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Заявитель не оспаривает тот факт, что из семи членов подкомиссии, участвовавших в ее заседании 31.10.2002 и голосовавших за приостановление действия лицензии ГАП "ГРАН", трое исполняли обязанности директоров аптек, один являлся заместителем директора аптеки и один - заведующим аптекой городской больницы N 2.
При таких обстоятельствах ТУ МАП России сделало обоснованный вывод о том, что решение о приостановлении действия лицензии принято членами подкомиссии, одновременно выполнявшими государственно-властные полномочия и функции руководителей хозяйствующих субъектов, действующих на фармацевтическом рынке.
Согласно статье 4 Закона о конкуренции юридическое лицо и физическое лицо, которое осуществляет полномочия единоличного исполнительного органа этого юридического лица, образуют группу лиц. При этом положения упомянутого Закона, относящиеся к хозяйствующим субъектам, распространяются на группу лиц. Положения относительно группы лиц распространяются на каждое входящее в указанную группу лицо.
Следовательно, установленные антимонопольным законодательством запреты о совмещении государственно-властных полномочий с функциями хозяйствующих субъектов относятся и к руководителям последних.
Из материалов дела видно, что ТУ МАП России неоднократно обращалось в Минздрав России по вопросу о неправомерном участии в составе подкомиссии руководителей хозяйствующих субъектов, работающих на фармацевтическом рынке. Как следует из писем Минздрава России от 20.02.2004 N 2510/1522-04-23 и от 24.02.2004 N 31-03/1058, приказом Минздрава России от 13.02.2004 N 52 из состава подкомиссии выведены должностные лица указанных хозяйствующих субъектов.
Таким образом, ТУ МАП России обоснованно признало, что оспариваемое решение о приостановлении действия лицензии в отношении одного хозяйствующего субъекта, принятое с участием руководителей конкурирующих с ним других хозяйствующих субъектов, нарушает условия конкуренции на товарном рынке, поскольку влечет за собой устранение с него хозяйствующего субъекта, что противоречит статьям 7 и 8 Закона о конкуренции.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене, а в удовлетворении требований подкомиссии следует отказать.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 286 и 287 (пункт 2 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.12.2003 по делу N А56-38344/03 отменить.
В удовлетворении заявления Подкомиссии по лицензированию фармацевтической деятельности по городу Санкт-Петербургу Лицензионной комиссии Министерства здравоохранения Российской Федерации по выдаче лицензий на фармацевтическую деятельность о признании недействительным предписания Территориального управления Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 17.10.2003 N 4168-37 отказать.
Председательствующий |
Л.Т. Эльт |
М.В. Пастухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 апреля 2004 г. N А56-38344/03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника