Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 11 мая 2004 г. N А44-3019/03-С9
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Никитушкиной Л.Л., судей Малышевой Н.Н., Кочеровой Л.И.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Эглэ" директора Сухорукова В.Ф.
рассмотрев 11.05.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Великому Новгороду на решение Арбитражного суда Новгородской области от 23.12.2003 по делу N А44-3019/03-С9 (судья Куропова Л.А.),
установил
Общество с ограниченной ответственностью "Эглэ" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Великому Новгороду (далее - инспекция) от 17.10.2003 в части отказа в возмещении обществу из бюджета 80 427 руб. налога на добавленную стоимость по экспорту за второй квартал 2003 года.
Решением от 23.12.2003 требования общества удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда как принятое с нарушением норм материального права. По мнению подателя жалобы, общество не имеет права на возврат налога на добавленную стоимость, поскольку в бюджете отсутствует источник его возмещения. Налоговая инспекция считает, что возмещение сумм налога осуществляется только после подтверждения факта уплаты налога поставщиками товаров (работ, услуг), реализованных на экспорт. В данном случае обществу отказано в возмещении 80 427 руб. налога на добавленную стоимость на основании результатов камеральной проверки, в ходе которой выявлено, что поставщик экспортируемого заявителем товара не подтвердил выполнение своих обязанностей по уплате в бюджет сумм налога на добавленную стоимость, полученных при осуществлении расчетов за товар, а также не представляет отчетность в налоговые органы по месту своего нахождения.
Инспекция о времени и месте слушания дела надлежаще извещена, представители в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы инспекции, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела, инспекция провела камеральную проверку представленной обществом декларации по налогу на добавленную стоимость по ставке 0 процентов за второй квартал 2003 года, а также предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) документов, подтверждающих право налогоплательщика на применение указанной ставки налога и налоговые вычеты в сумме 80 427 руб. в связи с экспортом пиломатериалов.
Решением от 17.10.2003 N 17-12/792, принятым по результатам проверки, инспекция отказала обществу в возмещении 80 427 руб. налога, ссылаясь на неподтверждение факта уплаты налога на добавленную стоимость поставщиком товара, реализованного на экспорт.
Кассационная инстанция считает, что суд правомерно удовлетворил заявление общества о признании недействительным решения налоговой инспекции, нарушающего права налогоплательщика и не соответствующего нормам законодательства о налогах и сборах.
Право налогоплательщика на возмещение налога на добавленную стоимость из бюджета, а также условия реализации этого права установлены статьями 165, 171, 172, 173, 176 НК РФ. Порядок реализации права налогоплательщика на возмещение налога на добавленную стоимость при экспорте товаров (работ, услуг) определен, в частности, пунктом 4 статьи 176 НК РФ. В силу названной нормы для подтверждения права на возмещение налога налогоплательщик обязан представить в налоговый орган декларацию по ставке 0 процентов и документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ, на основании которых налоговым органом не позднее трех месяцев производится возмещение налога. В течение этого срока налоговая инспекция в соответствии с пунктом 4 статьи 176 НК РФ должна проверить обоснованность применения ставки 0 процентов и налоговых вычетов, после чего принять решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении. Порядок применения налоговых вычетов определен статьей 172 НК РФ, а согласно пункту 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории России либо уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Названными нормами право налогоплательщика на возмещение налога на добавленную стоимость не связывается с фактическим внесением сумм налога в бюджет поставщиками, которые являются самостоятельными налогоплательщиками.
В силу статей 32, 82 и 87 НК РФ обязанность осуществлять налоговый контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах возложена на налоговые органы. В случае выявления при проведении налоговых проверок, в том числе и встречных, фактов неисполнения обязанности по уплате налога поставщиками и производителями экспортных товаров, которые являются самостоятельными налогоплательщиками, налоговые органы вправе в порядке статей 45, 46 и 47 НК РФ решить вопрос о принудительном исполнении этой обязанности и тем самым обеспечить формирование в бюджете источника возмещения сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных при экспорте товаров (работ, услуг), и реализацию прав экспортера, предусмотренных пунктом 4 статьи 176 НК РФ.
Из материалов дела видно, что инспекция не оспаривает факт экспорта товара и представление обществом полного комплекта документов, перечень которых приведен в пункте 1 статьи 165 НК РФ, а также документов, подтверждающих оплату товара поставщикам вместе с налогом на добавленную стоимость. Следовательно, представленными документами налогоплательщик подтвердил свое право на налоговые вычеты в сумме 80 427 руб. по экспортной декларации за второй квартал 2003 года. При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает, что суд обоснованно признал недействительным оспариваемое решение налогового органа, принятое с нарушением норм налогового законодательства.
С учетом изложенного у кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалуемого решения.
Руководствуясь статьей 286 и подпунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 23.12.2003 по делу N А44-3019/03-С9 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Великому Новгороду - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Л.Никитушкина |
Л.И.Кочерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 мая 2004 г. N А44-3019/03-С9
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника