Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 6 мая 2004 г. N А66-5103-03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе:
председательствующего Сосниной О.Г.,
судей Кирилловой И.И., Чертилиной З.А.,
рассмотрев 05.05.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Тверской области на решение от 26.11.2003 (судья Рощупкин В.А.) и постановление апелляционной инстанции от 29.01.2004 (судьи Бурков Л.В., Головина Т.И., Кораблева М.С.) Арбитражного суда Тверской области по делу N А66-5103-03,
установил:
Открытое акционерное общество "Тверьоблгаз" в лице филиала "Ржевмежрайгаз" (далее - ОАО "Тверьоблгаз") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к Департаменту финансов Тверской области (далее - Департамент) о взыскании 134896 руб. дохода, недополученного в 2002 году в результате предоставления инвалидам по общему заболеванию, проживающим на территории г. Ржева Тверской области, льгот по оплате коммунальных услуг по газоснабжению во исполнение Федерального закона от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон).
К участию в деле в деле в качестве третьего лица привлечен Департамент социальной защиты Тверской области.
Определением от 27.08.2003 к участию в деле в качестве второго ответчика привлечено Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ).
До принятия судом решения по делу истец, указывая на проживание в спорный период части льготников в жилых домах, находящихся в федеральной собственности, уточнил заявленные требования и просил взыскать с Департамента 133973 руб. 17 коп. недополученного дохода и с Минфина РФ - 922 руб. 83 коп.
Решением от 26.11.2003 исковые требования ОАО "Тверьоблгаз" удовлетворены путем взыскания 133973 руб. 17 коп. за счет казны Тверской области и 922 руб. 83 коп. за счет казны Российской Федерации с Минфина РФ.
Постановлением апелляционной инстанции от 29.01.2004 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Минфин РФ просит отменить принятые по делу судебные акты в части взыскания убытков за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Тверьоблгаз" просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, будучи уведомленными о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в заседание кассационной инстанции не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ОАО "Тверьоблгаз" в 2002 году в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" при взимании платы за газ учитывало льготу в размере 50%, предусмотренную для соответствующих категорий граждан, проживающих на территории г. Ржева района Тверской области. Возникновение в связи с этим у истца недополученного дохода в заявленном размере послужило основанием для обращения ОАО "Тверьоблгаз" в арбитражный суд.
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2002 год" предусмотрено выделение Тверской области из федерального фонда компенсаций на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" 96366 тыс. руб. Указанная денежная сумма была перечислена Департаменту через Управление Федерального казначейства по Тверской области.
По мнению кассационной инстанции, суд пришел к правомерному выводу о необходимости удовлетворения заявленного требования, касающегося предоставления льгот гражданам, проживающих в домах, находящихся в муниципальной и частной собственности, за счет средств казны Тверской области.
Согласно подпунктам 14 и 15 статьи 5 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" к ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов относится установление льгот инвалидам или отдельным категориям инвалидов на территории субъектов Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации формирование бюджетов субъектов Российской Федерации в части расходов на социальную защиту инвалидов.
Статьей 17 названного Закона предусмотрено, что порядок предоставления указанных льгот определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.96 N 901 утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по оплате жилья и коммунальных услуг, пунктом 16 которых предусмотрено, что расходы, связанные с предоставлением указанных льгот по государственному жилищному фонду, находящемуся в федеральной собственности, возмещаются за счет средств федерального бюджета, а порядок возмещения льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, проживающим в государственном жилищном фонде, находящемся в собственности субъектов Российской Федерации, в общественном, муниципальном жилищном фонде, определяется по согласованию органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Постановлением губернатора Тверской области от 21.10.96 N 498 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг" также были утверждены Правила предоставления указанных льгот, в соответствии с которыми предоставление льгот указанным категориям граждан, проживающим в жилых домах государственного жилищного фонда, находящихся в областной собственности, осуществляется за счет средств областного бюджета, а проживающим в муниципальных жилых домах, домах ЖСК и жилых домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, - за счет средств местного бюджета. При этом пункт 3 указанного постановления предусматривает обязанность финансового управления администрации области (ныне ГУ "Департамент финансов Тверской области") при планировании ассигнований на соответствующий бюджетный год предусматривать в бюджетах городов и районов и областном бюджете средства для возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.
Суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод суда о том, что Департамент финансов не исполнил обязанности по планированию в бюджете области достаточных денежных средств на компенсацию льгот инвалидам в части оплаты жилищно-коммунальных услуг.
Кроме того, принятые по делу судебные акты в указанной части лицами, участвующими в деле, не обжалованы.
Оснований для удовлетворения кассационной жалобы кассационная инстанция не усматривает, поскольку Минфином РФ не представлено доказательств, должным образом свидетельствующих о том, что в сумме субсидий из фонда компенсаций в 2002 году, выделенных Тверской области, были запланированы денежные средства на компенсацию расходов Тверской области, связанных с реализацией Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в части предоставления соответствующей категории граждан - инвалидам, проживающим на территории области в жилых домах, находящихся в федеральной собственности, льгот по оплате коммунальных услуг.
Ввиду вышеизложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 26.11.2003 и постановление апелляционной инстанции от 29.01.2004 Арбитражного суда Тверской области по делу N А66-5103-03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Г. Соснина |
З.А. Чертилина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 мая 2004 г. N А66-5103-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника