Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 7 мая 2004 г. N А56-29319/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корпусовой О.А., судей Бухарцева С.Н., Ветошкиной О.В.,
при участии в судебном заседании представителей:
общества с ограниченной ответственностью "Цеопторм" - генерального директора Голубева Б.Ф. (решение от 21.06.99 N 1),
Инспекции по Выборгскому району Санкт-Петербурга Министерства Российской Федерации по налогам и сборам - Алтынова К.В. (доверенность от 11.08.03 N 17/14209),
рассмотрев 06.05.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции по Выборгскому району Санкт-Петербурга Министерства Российской Федерации по налогам и сборам на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.02.04 по делу N А56-29319/03 (судьи Звонарева Ю.Н., Фокина Е.А., Шульга Л.А.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Цеопторм" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции по Выборгскому району Санкт-Петербурга Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (далее - налоговая инспекция) от 08.04.03 N 200.
Решением суда от 29.10.03 в удовлетворении заявленных обществом требований отказано (судья Семиглазов В.А.).
Постановлением апелляционной инстанции от 09.02.04 решение суда отменено, решение налоговой инспекции от 08.04.03 N 200 признано недействительным.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судом статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель общества просил оставить решение и постановление в силе, указывая на их законность и обоснованность.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией 12.03.03 проведена выездная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления, удержания, полноты и своевременности перечисления налога на доходы физических лиц, единого социального налога за период с 2001 по 2003 год, правильности исчисления и уплаты страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды за период с 2000 по 2001 год. Результаты проверки оформлены актом от 12.03.03 N 200. По итогам рассмотрения материалов проверки налоговым органом принято решение от 08.04.03 N 200 о привлечении налогоплательщика (налогового агента) к налоговой ответственности в виде взыскания 1 338 руб. штрафов, предусмотренных частью 1 статьи 122, частью 1 статьи 126, частью 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, ему предложено уплатить недоимки, а также пени, указанные в пункте 3.2.2 акта проверки.
Основанием для применения штрафа, предусмотренного частью 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, послужил вывод налоговой инспекции о неуплате обществом сумм на обязательное пенсионное страхование в результате занижения налоговой базы. Согласно представленным расчетно-платежным ведомостям с 01.01.2002 по 01.06.2002 работнику общества Голубеву Б.Ф. начислена заработная плата в размере 21 000 руб., однако, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование обществом не уплачивались.
Кассационная инстанция считает неправомерным довод заявителя о том, что общество не должно было уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в силу положений подпункта 1 пункта 1 статьи 239 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 239 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты единого социального налога освобождаются организации любых организационно-правовых форм с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 000 руб. на каждого работника, являющегося инвалидом первой, второй или третьей группы. В обществе имеется только один работник - генеральный директор, который является инвалидом.
Согласно пункту 3 статьи 9 Федерального закона от 15.12.01 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) "финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации". То есть страховые взносы на страховую и накопительную части трудовой пенсии уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации в виде сумм страховых взносов, а суммы, зачисляемые в федеральный бюджет на цели государственного пенсионного страхования, уплачиваются в составе единого социального налога.
Следовательно, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемые в Пенсионный фонд Российской Федерации, не входят в состав единого социального налога и не включены в налоговую систему Российской Федерации. Указанные страховые взносы не относятся к числу налогов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Закона N 167-ФЗ объектом обложения страховыми взносами (базой для начисления страховых взносов) является объект обложения и налоговая база по единому социальному налогу.
Подпункт 2 пункта 1 статьи 239 Налогового кодекса Российской Федерации, на который ссылается общество, предусматривает льготу по уплате единого социального налога. Однако эта льгота не предоставляется при уплате с того же объекта страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Следовательно, общество было обязано исчислять и уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
Однако кассационная инстанция считает, что решение налоговой инспекции от 08.04.03 N 200 правомерно признано судом недействительным.
Суд апелляционной инстанции обоснованно указал в постановлении, что в решении налогового органа отсутствуют расчеты сумм штрафных санкций, а указаны только итоговые цифры, отсутствуют также ссылки на первичные документы, не указан налоговый период за который налогоплательщиком не представлена налоговая декларация.
Пунктом 3 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в решении налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения должны быть изложены "обстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения, как они установлены проведенной проверкой, документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства". В решении налоговой инспекции от 08.04.03 N 200 такое изложение обстоятельств налоговых правонарушений отсутствует. Данные нарушения налоговым органом порядка привлечения налогоплательщика к ответственности являются существенными и влекут в силу пункта 6 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации признание недействительным решения налоговой инспекции.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление апелляционной инстанции от 09.02.04 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-29319/03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции по Выборгскому району Санкт-Петербурга Министерства Российской Федерации по налогам и сборам - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Корпусова |
О.В. Ветошкиной
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 мая 2004 г. N А56-29319/03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника