Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 6 мая 2004 г. N А05-7911/03-26
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корпусовой О.А., судей Бухарцева С.Н., Ветошкиной О.В.,
рассмотрев 06.05.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции по городу Северодвинску Министерства Российской Федерации по налогам и сборам на решение от 20.10.03 (судья Ипаев С.Г.) и постановление апелляционной инстанции от 26.12.03 (судьи Волков Н.А., Бекарова Е.И., Тряпицына Е.В.) Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-7911/03-26,
установил:
Северодвинское муниципальное унитарное предприятие "Жилищно-коммунальный трест" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным требования Инспекции по городу Северодвинску Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (далее - налоговая инспекция) N 21/2816 по состоянию на 31.07.03 в части пеней, а также об обязании налоговой инспекции внести изменения в данные лицевого счета путем уменьшения пеней на сумму 1 359 948 руб. 29 коп.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Северодвинске и Северодвинский филиал Архангельского областного фонда обязательного медицинского страхования.
Решением суда от 20.10.03 заявленные предприятием требования частично удовлетворены. Оспариваемое требование признано недействительным в части 381 руб. 59 коп. пеней, подлежащих уплате в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 26.12.03 решение суда изменено. Требование налоговой инспекции от 31.07.03 N 21/2816 признано недействительным. Суд также обязал налоговый орган внести изменения в лицевой счет предприятия, уменьшив пени на сумму 1 359 948 руб. 29 коп. по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Фонд и Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судом положений постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.01 N 699.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, согласно акту сверки заявителя и территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации за предприятием по состоянию на 01.01.01 числилась задолженность по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 6 103 054 руб. и пеней в сумме 7 079 561 руб.; согласно акту сверки Северодвинского филиала Фонда обязательного медицинского страхования за предприятием числилась задолженность по уплате страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 16 024 руб. и пеней в сумме 2 705 руб. 38 коп., в территориальный фонд обязательного медицинского страхования задолженность в сумме 435 753 руб. и пеней в сумме 306 948 руб. 30 коп.
Правительством Российской Федерации принято постановление от 01.10.01 N 699 "О порядке и условиях проведения реструктуризации задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам, имеющимся у организаций по состоянию на 1 января 2001 года" (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 699), этим же постановлением утвержден Порядок проведения реструктуризации задолженности.
На основании постановление Правительства Российской Федерации N 699 и заявления предприятия от 30.11.01 налоговой инспекцией было принято решение от 19.12.01 г. N 21/4975 о проведении реструктуризации задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам, имеющимся у заявителя по состоянию на 01.01.01.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что оспариваемое предприятием требование налоговой инспекции содержит требование об уплате пеней, исчисленных с суммы задолженности по страховым взносам, образовавшейся по состоянию до 01.01.01; пени начислены за период с 01.01.01 и до момента принятия решения о реструктуризации, то есть до 19.12.01; указание же в требовании даты "на 09.09.02" свидетельствует о частичном исполнении предыдущего требования N 21/3793.
Кассационная инстанция, рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что, удовлетворяя требования предприятия, суд правомерно указал на несоответствие требования от 31.07.03 N 21/2816 об уплате пеней положениям статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога и ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Кроме того, из пункта 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.01 N 5 следует, что в направленном налогоплательщику требовании об уплате пеней должны быть указаны размер недоимки, дата, с которой начинают начисляться пени, и ставка пеней, то есть данные, позволяющие убедиться в обоснованности начисления пеней.
В оспариваемом же требовании налоговой инспекции в нарушение статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации не указаны суммы задолженности по страховым взносам, на которые начислены пени, сроки уплаты страховых взносов, установленные законодательством, а также период и ставка пеней. Следовательно, не представляется возможным определить основания взыскания пеней, период, за который они взыскиваются, и сумму пеней, правомерно начисленную налоговым органом за несвоевременную уплату страховых взносов.
При таких обстоятельствах суд правомерно признал требование от 31.07.03 N 21/2816 недействительным, и у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для переоценки доказательств по делу и отмены судебного акта в этой части. Апелляционная инстанция также обратила внимание на то, что ранее из-за аналогичных нарушений решением Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-5045/03-287/11 было признано недействительным требование налоговой инспекции N 21/3793.
Кассационная коллегия считает, что суд апелляционной инстанции законно и обоснованно указал на неправомерность начисления налоговой инспекцией пеней на сумму задолженности по страховым взносам, образовавшуюся по состоянию до 01.01.01, за период с 01.01.01 и до момента принятия налоговым органом решения о реструктуризации.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации N 699 предусмотрено, что реструктуризации подлежит задолженность по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам, имеющимся у организаций по состоянию на 01.01.01, но не более размера задолженности по состоянию на первое число месяца, в котором подано заявление о предоставлении права на реструктуризацию. Данной нормой установлен период, в пределах которого производится реструктуризация задолженности.
Согласно пункту 3 решения от 19.12.01 N 21/4975 о проведении реструктуризации задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам, имеющимся у заявителя по состоянию на 01.01.01, со дня принятия решения прекращается начисление пеней на сумму реструктурируемой задолженности по страховым взносам, а также приостанавливаются меры принудительного взыскания в отношении реструктурируемой задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам.
Согласно статье 105 Бюджетного кодекса Российской Федерации под реструктуризацией долга понимается основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств. Реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.
В соответствии с частью 2 статьи 57, частью 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации при уплате налога и сбора с нарушением срока налогоплательщик уплачивает пени, начисляемые за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Кассационная инстанция считает, что период с 01.01.01 по 19.12.01 не является просрочкой, поскольку задолженность была реструктуризирована по состоянию на 01.01.01 и погашалась в соответствии с графиком, согласованным с налоговой инспекцией. Постановление Правительства Российской Федерации N 699 не предусматривает начисления пеней за рассматриваемый период.
Таким образом, поскольку решением о реструктуризации фактически изменены сроки уплаты образовавшейся на 01.01.01 недоимки по страховым взносам во внебюджетные фонды, начисление пеней на указанную сумму недоимки за период с 01.01.01 до момента принятия решения о реструктуризации неправомерно, в особенности, учитывая, что начисление пеней произведено налоговым органом после принятия решения о реструктуризации.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа считает выводы судов первой и апелляционной инстанций относительно подведомственности арбитражному суду споров об обязании налогового органа внести изменения в лицевой счет налогоплательщика ошибочными.
Лицевой счет, который ведет налоговая инспекция, является формой внутреннего контроля, осуществляемого налоговым органом во исполнение Инструкции N 26 "О порядке ведения в государственных налоговых инспекциях оперативно-бухгалтерского учета налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей", утвержденной приказом Госналогслужбы Российской Федерации от 15.04.94 N ВГ-3-13/23.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.03.03 N 8156/02 указано, что лицевые счета являются внутриведомственной учетной системой налоговых платежей, которая сама по себе не возлагает каких-либо обязанностей на налогоплательщика, и также не содержат необходимых данных для проверки обоснованности начисления пеней в размере, указанном в письме налоговой инспекции, а сведений о направлении налогоплательщику (плательщику сборов) в установленном порядке требования об уплате налога и пеней нет.
На основании изложенного кассационная инстанция считает, что неотражение либо отражение в лицевом счете (внутреннем учетном документе налоговых органов, ведение которого не предусмотрено законодательством о налогах и сборах) конкретных сумм налоговых платежей или страховых взносов, начисленных пеней и санкций само по себе не ущемляет прав налогоплательщика (плательщика сборов).
Следовательно, требование заявителя об обязании налоговой инспекции внести изменения в данные лицевого счета путем уменьшения суммы пеней на 1 359 948 руб. 29 коп не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, в связи с чем судебные акты в этой части подлежат отмене, а производство по делу - прекращению.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287, пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 20.10.03 и постановление апелляционной инстанции от 26.12.03 Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-7911/03-26 отменить в части обязания Инспекции по городу Северодвинску Министерства Российской Федерации по налогам и сборам внести изменения в данные лицевого счета путем уменьшения пеней на сумму 1 359 948 руб. 29 коп. В этой части производство по делу прекратить.
В остальной части решение от 20.10.03 и постановление апелляционной инстанции от 26.12.03 Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-7911/03-26 оставить без изменения.
Председательствующий |
О.А.Корпусова |
О.В.Ветошкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 мая 2004 г. N А05-7911/03-26
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника