Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 29 апреля 2004 г. N А21-10558/03-С1
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Абакумовой И.Д., судей Кочеровой Л.И. и Никитушкиной Л.Л.,
при участии от Муниципального предприятия Производственное управление "Водоканал" Проскуриной М.Г. (доверенность от 24.03.2004 N 287),
рассмотрев 29.04.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 12.01.2004 по делу N А21-10558/03-С1 (судья Приходько Е.Ю.),
установил:
Муниципальное предприятие "Производственное управление "Водоканал" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании 18 844 483 руб. 72 коп. недоимки по налогам, 9 459 239 руб. 37 коп. пеней, указанных в требовании об уплате налогов и сборов по состоянию 01.08.2002 N 63, безнадежными ко взысканию и обязании Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Калининградской области (далее - налоговая инспекция) произвести списание указанных сумм с лицевого счета налогоплательщика.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Предприятие уточнило заявленные требования и просит признать незаконным бездействие налогового органа по несписанию безнадежных сумм недоимки и пеней.
Решением суда от 12.01.2004 заявленные Предприятием требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом нормы статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), просит отменить решение суда.
По мнению подателя жалобы, Предприятием пропущен срок, предусмотренный для подачи заявления. Кроме того, налогоплательщик не разъяснил, каким образом числящаяся за ним недоимка нарушает его права и законные интересы, в то время как сами по себе сведения, указанные в лицевых счетах, не являются обязательными для налогоплательщика и не могут быть использованы для ограничения его прав. Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 12.02.2001 N 100 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и федеральным налогам и сборам" (далее - Постановление Правительства от 12.02.2001 N 100) недоимка и задолженность по пеням и по федеральным налогам и сборам признаются безнадежными к взысканию и списываются в случае ликвидации организации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Иных оснований для списания недоимки юридических лиц действующим законодательством не предусмотрено.
В представленном Предприятием отзыве на кассационную жалобу указано на истечение всех предусмотренных законодательством сроков для взыскания недоимки в бесспорном и судебном порядке. Ссылка налогового органа на Постановление Правительства от 12.02.2001 N 100 необоснованны, поскольку признание безнадежными к взысканию сумм недоимки только в случае ликвидации организации, не имеет значения для разрешения данного спора в связи с отсутствием у налогового органа реальной возможности в установленном законом порядке взыскать недоимку.
Налоговая инспекция представила объяснения и дополнения к кассационной жалобе, в которых указала на то, что признание недействительным требования об уплате налога не входит в перечень оснований для прекращения обязанности по уплате налога или сбора, которые указаны в пункте 3 статьи 44 НК РФ.
Предприятие представило отзыв на объяснения и дополнения к кассационной жалобе налогового органа, в котором указало на невозможность выставления повторного требования об уплате налогов, следовательно, налоги и пени, включенные в требование, признанное судом недействительным, безнадежны к взысканию и подлежат списанию.
Представитель Предприятия в судебном заседании, ссылаясь на необоснованность доводов кассационной жалобы, просил оставить решение суда без изменения.
Представитель налоговой инспекции, надлежащим образом извещенной о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, в связи с чем, жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, установила следующее.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Калининградской области от 11.02.2003 по делу N А21-1111/03-С1 признаны недействительными требование налогового органа об уплате налогов и сборов в бюджеты и внебюджетные фонды по состоянию на 01.08.2002 N 63, а также принятые на его основании решение налогового органа от 18.09.2002 N 1148 и постановление от 18.09.2002 о взыскании задолженности по налогам и пени за счет имущества предприятия. Данное решение вступило в законную силу.
Предприятие обратилось в налоговую инспекцию с заявлением от 21.05.2003 N 371 об исключении из налоговых обязательств недоимки по налогам и пеням, указанным в требовании об уплате налогов и сборов N 63, поскольку сроки взыскания недоимки в бесспорном и судебном порядке истекли. Налоговая инспекция заявление Предприятия не удовлетворила, в связи с чем, Предприятие обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд, удовлетворяя требования Предприятия, указал на необоснованность довода налоговой инспекции о признании, согласно Постановлению Правительства от 12.02.2001 N 100, задолженности юридического лица по налогам безнадежной только в случае ликвидации организации, поскольку в данном случае (при отсутствии реальной возможности налогового органа взыскать недоимку по налогам) данное обстоятельство значения для разрешения настоящего спора не имеет.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что суд неправомерно удовлетворил требования Предприятия, в связи чем, решение суда подлежит отмене.
В соответствии с пунктом 1 статьи 59 НК РФ недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном: по федеральным налогам и сборам - Правительством Российской Федерации; по региональным и местным налогам и сборам - соответственно исполнительными органами субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Указанные правила применяются также при списании безнадежной задолженности по пеням.
Следовательно, для принятия налоговым органом решения о признании недоимки по налогу безнадежной к взысканию, и ее списании с лицевого счета налогоплательщика необходимо, во-первых, наличие объективных обстоятельств экономического, социального или юридического характера, создающих невозможность взыскания недоимки; во-вторых, соблюдение налогоплательщиком установленного Правительством Российской Федерации порядка признания недоимки по налогу безнадежной к взысканию.
Постановлением Правительства от 12.02.01 N 100 установлено, что признаются безнадежными к взысканию и списываются недоимка и задолженность по пеням по федеральным налогам и сборам (далее именуется - задолженность) в случае:
а) ликвидации организации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
б) признания банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" - в части задолженности, не погашенной по причине недостаточности имущества должника;
в) смерти или объявления судом умершим физического лица - по всем налогам и сборам, а в части поимущественных налогов - в размере, превышающем стоимость его наследственного имущества, либо в случае перехода наследства к государству.
При этом перечень оснований к признанию безнадежной к взысканию и списанию недоимки является исчерпывающим.
Таким образом, в соответствии с Постановлением Правительства от 12.02.2001 N 100 недоимка по федеральным налогам и сборам и задолженность по пеням организации могут быть признаны безнадежными к взысканию и списаны в установленном законом порядке только в случае ликвидации организации-налогоплательщика.
Данных, свидетельствующих о ликвидации налогоплательщика, участвующими в деле лицами не представлено.
Следовательно, выводы, изложенные судом в обжалуемом судебном акте, необоснованны.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции считает обжалуемый судебный акт не соответствующим действующему законодательству, и подлежащим отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявления.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 12.01.2004 по делу N А21-10558/03-С1 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Взыскать с Муниципального предприятия "Производственное управление "Водоканал" 1 500 руб. государственной пошлины в доход федерального бюджета за рассмотрение дела в суде первой и кассационной инстанции.
Председательствующий |
И.Д. Абакумова |
Л.Л. Никитушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 апреля 2004 г. N А21-10558/03-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника