Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 28 апреля 2004 г. N А56-25644/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Пастуховой М.В., Троицкой Н.В.,
при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Всеволожскому району Ленинградской области ведущего специалиста юротдела Кружалиной П.В. (доверенность от 29.03.04 N 04-23/5303), от ФГУ "Управление государственного энергетического надзора по Балтийскому региону" юрисконсульта Баринова А.M. (доверенность от 17.12.03 N 01-3721),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Всеволожскому району Ленинградской области на решение от 10.10.03 (судья Зотеева Л.В.) и постановление апелляционной инстанции от 16.01.04 (судьи Фокина Е.А., Звонарева Ю.Н., Шульга Л.А.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-25644/03,
установил:
Государственное учреждение "Управление государственного энергетического надзора по Ленинградской области", правопреемником которого является Федеральное государственное учреждение "Управление государственного энергетического надзора по Балтийскому региону" (далее - Учреждение), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Всеволожскому району Ленинградской области (далее - налоговая инспекция) от 08.08.03 N 14-17757 в части доначисления 690 810 рублей налога на прибыль, 950 703 рублей налога на добавленную стоимость, 226 911 рублей налога на пользователей автомобильных дорог с соответствующими пенями и штрафными санкциями.
Решением суда от 10.10.03, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 16.01.04, заявленные требования удовлетворены полностью.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение и постановление суда, указывая на неправильное применение судом норм материального права.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель Учреждения просил оставить решение и постановление суда без изменения.
Законность решения и постановления суда проверена в кассационном порядке.
Как усматривается из материалов дела, налоговая инспекция провела проверку соблюдения налогового законодательства Учреждения за период с 17.05.2000 по 31.12.02, о чем составлен акт от 25.07.03 N 14-550. По результатам проверки вынесено решение от 08.08.03 N 14-17757 о привлечении Учреждения к ответственности за совершение нарушений, предусмотренных пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, доначислении налогов и пеней.
В ходе проверки установлено, что Учреждение не включало в базы, облагаемые налогами на прибыль, на добавленную стоимость и на пользователей автомобильных дорог денежные средства, отчисляемые энергоснабжающими организациями на его содержание.
Налоговая инспекция полагает, что эти средства являются оплатой услуг, осуществляемых Учреждением, в связи с чем должны облагаться указанными налогами.
Учреждение указывает на то, что эти средства являются целевыми средствами для осуществления уставной деятельности, а значит, налогами облагаться не должны.
В соответствии с пунктом 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются следующие операции:
1) реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
2) передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;
3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
4) ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 249 Налогового кодекса Российской Федерации в целях налогообложения налогом на прибыль доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.
Пунктом 2 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления из бюджета бюджетополучателям и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.
В соответствии со статьей 5 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" объектом налогообложения для исчисления налога на пользователей автомобильных дорог является выручка, полученная от реализации продукции (работ, услуг), и сумма разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, Учреждение является некоммерческой организацией, функции учредителя которой выполняет Минэнерго России. Учреждение входит в систему госэнергонадзора Российской Федерации, являясь частью единой энергетической системы Российской Федерации. Обеспечивающей безопасность ее функционирования путем осуществления контроля и надзора за техническим состоянием и безопасным обслуживанием электрических, тепловых и топливоприобретающих установок потребителей электрической и тепловой энергии, оборудования и основных сооружений электростанций, электрических и тепловых сетей энергоснабжающих организаций, рациональным и эффективным использованием электрической и тепловой энергии.
В соответствии с пунктом 5.4 Устава финансирование Учреждения осуществляется за счет средств, включаемых в тарифы на электрическую и тепловую энергию в порядке, определяемом постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.96 N 560, и средств, получаемых от оказания платных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном Минэнерго Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.96 N 560 "О реорганизации органов и учреждений государственного энергетического надзора в Российской Федерации" был определен порядок реорганизации органов государственного энергетического надзора в единую централизованную систему органов государственного энергетического надзора в Российской Федерации, включающую Главное управление государственного энергетического надзора Министерства топлива и энергетики Российской Федерации, региональные управления государственного энергетического надзора и управления государственного энергетического надзора в субъектах Российской Федерации.
Пунктом 2 этого постановления было установлено, что управления государственного энергетического надзора в субъектах Российской Федерации финансируются за счет средств, включаемых региональными энергетическими комиссиями в тарифы на электрическую и тепловую энергию. Пункт 3 предусматривал обязанность Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации установить норматив отчисления средств, предназначенных для финансирования управлений государственного энергетического надзора в субъектах Российской Федерации, и порядок их отчисления. Пунктом 4 акционерным обществам энергетики и электрификации и другим энергоснабжающим организациям, тарифы на электрическую и тепловую энергию для которых устанавливаются региональными энергетическими комиссиями, рекомендовано руководствоваться установленным Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации порядком отчисления средств на содержание управлений государственного энергетического надзора в субъектах Российской Федерации на специальный счет, открываемый в порядке, устанавливаемом органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 19.06.2001 N КАС 01-208 пункты 2 и 4 указанного постановления признаны недействительными и не подлежащими применению со дня издания настоящего Постановления.
Однако сам факт признания указанных пунктов недействительными не переводит денежные средства, полученные Учреждением в связи с выполнением им уставной деятельности, в разряд выручки от реализации услуг.
Таким образом, спорные суммы являются поступившими безвозмездно от других организаций целевыми поступлениями на содержание некоммерческой организации и ведение ею уставной деятельности, использованными получателями по назначению.
Доводы кассационной жалобы налоговой инспекции повторяют доводы апелляционной жалобы и в полной мере рассмотрены судом апелляционной инстанции. Каких-либо доводов о нарушении судом апелляционной инстанции норм материального или процессуального права при рассмотрении этих доводов налоговой инспекцией не приведено.
Таким образом, решение и постановление суда соответствуют нормам материального и процессуального права и оснований для их отмены нет.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 10.10.03 и постановление апелляционной инстанции от 16.01.04 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-25644/03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Всеволожскому району Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В.Клирикова |
Н.В.Троицкая
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 апреля 2004 г. N А56-25644/03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника