Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 23 апреля 2004 г. N А66-9060-03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Малышевой Н.Н., Никитушкиной Л.Л., при участии от Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по Тверской области Мироничева А.В. (доверенность от 03.12.03 N 101), рассмотрев 21.04.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 17.12.03 по делу N А66-9060-03 (судья Перкина В.В.),
установил:
Открытое акционерное общество "Каменская бумажно-картонная фабрика" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по Тверской области (далее - налоговая инспекция, инспекция), от 26.08.03 N 54 в части отказа в возмещении из бюджета 64612 руб. налога на добавленную стоимость за май 2003 года.
Решением суда от 17.12.03 заявленные обществом требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить судебный акт как принятый с нарушением норм материального права. По мнению подателя жалобы, возмещение из бюджета налога на добавленную стоимость является обоснованным лишь в случае поступления налога в бюджет от поставщиков товара. Поскольку проведение встречных проверок поставщиков - общества с ограниченной ответственностью "Ворд-Маркет" (далее - ООО "Ворд-Маркет") и закрытого акционерного общества "Вторбумторгресурсы" (далее - ООО "Вторбумторгресурсы"), невозможно и налоговый орган не располагает сведениями об уплате этими поставщиками налога на добавленную стоимость в бюджет, по мнению подателя жалобы, инспекция обоснованно отказала обществу в возмещении 64612 руб. налога на добавленную стоимость за май 2003 года.
Налоговый орган также считает, что счета-фактуры, на основании которых обществом заявлен к возмещению налог на добавленную стоимость, не соответствуют требованиям статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), так как содержат недостоверные сведения о месте нахождения поставщиков, а счет-фактура от 30.12.02 N 59 (НДС - 26349,58 руб.) - недостоверный ИНН ООО "Ворд-Маркет".
Представитель общества, надлежащим образом извещенного о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, поэтому жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы инспекции, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела, общество представило налоговому органу декларацию по налогу на добавленную стоимость по ставке 0 процентов за май 2003 года, в соответствии с которой к возмещению из бюджета предъявлено 88616 руб. налоговых вычетов.
Установив в ходе проверки наличие полного пакета документов, соответствующих требованиям статьи 165 НК РФ, налоговый орган признал необоснованным предъявление к вычету 64612 руб. налога на добавленную стоимость в связи с отсутствием доказательств уплаты налога в бюджет поставщиками товара ООО "Ворд-Маркет" и ЗАО "Вторбумторгресурсы" и в связи с недостоверностью сведений, указанных в счетах-фактурах, выставленных этими поставщиками.
Решением от 26.08.03 N 54 налоговый орган признал правомерным возмещение 24004 руб. налога на добавленную стоимость, отказав в возмещении остальной суммы налога.
Общество не согласилось с указанным решением в части отказа в возмещении 64612 руб. налога на добавленную стоимость и обжаловало его в арбитражный суд.
Кассационная инстанция считает, что отказ инспекции в возмещении оспариваемой суммы налога на добавленную стоимость нарушает права общества и не соответствует нормам налогового законодательства.
Право налогоплательщика на возмещение налога на добавленную стоимость из бюджета и порядок реализации этого права при экспорте товаров (работ, услуг) установлены пунктом 4 статьи 176 НК РФ. В силу названной нормы для подтверждения права на возмещение налога на добавленную стоимость налогоплательщик обязан представить в налоговый орган декларацию по ставке 0 процентов и предусмотренные статьей 165 НК РФ документы, на основании которых не позднее трех месяцев производится возмещение налога. В течение этого срока налоговый орган должен проверить обоснованность применения ставки 0 процентов и налоговых вычетов, после чего принять решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм налога либо об отказе (полностью или частично) в возмещении. Обоснованность применения ставки 0 процентов и налоговых вычетов подтверждается документами, приведенными в статьях 165 и 172 НК РФ, а согласно пункту 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику поставщиком и уплаченные налогоплательщиком при приобретении товаров (работ, услуг) на территории России либо уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Материалами дела подтверждается и налоговым органом не оспаривается наличие у общества права на применение ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость по декларации за май 2003 года. Из решения налоговой инспекции от 26.08.03 N 54 и мотивированного заключения от 26.08.03 N 47 следует, что общество представило в налоговую инспекцию все документы в соответствии со статьями 165 и 172 НК РФ, в том числе счета-фактуры, выставленные поставщиками и заполненные в соответствии со статьей 169 НК РФ. Налоговая инспекция поставила под сомнение достоверность сведений, содержащихся в счетах-фактурах поставщиков ООО "Ворд-Маркет" и ЗАО "Вторбумторгресурсы", в частности, сведения об ИНН ООО "Ворд-Маркет", что и послужило основанием для отказа налогоплательщику в возмещении спорной суммы налога.
Кассационная инстанция считает, что суд обоснованно отклонил довод налоговой инспекции об отсутствии документального подтверждения уплаты налога на добавленную стоимость в бюджет поставщиками, поскольку нормами Налогового кодекса Российской Федерации право налогоплательщика на возмещение налога на добавленную стоимость не связывается с фактическим внесением сумм налога в бюджет поставщиками. Налоговым законодательством не установлена и обязанность экспортера подтвердить уплату в бюджет налога на добавленную стоимость поставщиками при предъявлении к возмещению сумм налоговых вычетов. Согласно пункту 4 статьи 176 НК РФ возмещение налога производится не позднее трех месяцев со дня представления налогоплательщиком декларации и предусмотренных статьей 165 НК РФ документов, а не с момента поступления в бюджет сумм налога, уплаченных поставщиками и производителями товаров (работ, услуг).
По мнению кассационной инстанции, не может быть принят во внимание и довод инспекции о несоответствии счетов-фактур, выставленных обществу поставщиками - ООО "Ворд-Маркет" и ЗАО "Вторбумторгресурсы", положениям статьи 169 НК РФ.
Согласно статье 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. Невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных пунктами 5 и 6 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом.
В соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ в счете-фактуре должны быть указаны:
1) порядковый номер и дата выписки счета-фактуры;
2) наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя;
3) наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя;
4) номер платежно-расчетного документа в случае получения авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг);
5) наименование поставляемых (отгруженных) товаров (описание выполненных работ, оказанных услуг) и единица измерения (при возможности ее указания);
6) количество (объем) поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (работ, услуг), исходя из принятых по нему единиц измерения (при возможности их указания);
7) цена (тариф) за единицу измерения (при возможности ее указания) по договору (контракту) без учета налога, а в случае применения государственных регулируемых цен (тарифов), включающих в себя налог, с учетом суммы налога;
8) стоимость товаров (работ, услуг) за все количество поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг) без налога;
9) сумма акциза по подакцизным товарам;
10) налоговая ставка;
11) сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), определяемая исходя из применяемых налоговых ставок;
12) стоимость всего количества поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг) с учетом суммы налога;
13) страна происхождения товара;
14) номер грузовой таможенной декларации.
Сведения, предусмотренные подпунктами 13 и 14 пункта 5 статьи 169 НК РФ, указываются в отношении товаров, страной происхождения которых не является Российская Федерация. Налогоплательщик, реализующий указанные товары, несет ответственность только за соответствие указанных сведений в предъявляемых им счетах-фактурах сведениям, содержащимся в полученных им счетах-фактурах и товаросопроводительных документах.
Счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации. При выставлении счета-фактуры индивидуальным предпринимателем счет-фактура подписывается индивидуальным предпринимателем с указанием реквизитов свидетельства о государственной регистрации этого индивидуального предпринимателя.
В материалах дела имеются надлежащим образом заверенные копии счетов-фактур, выставленных обществу поставщиками ООО "Ворд-Маркет" и ЗАО "Вторбумторгресурсы" (листы дела 43-46, 60) и не принятых налоговым органом как основание налоговых вычетов в сумме 64612 руб. Эти счета-фактуры, составлены и выставлены с соблюдением порядка, установленного пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ, а следовательно, могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцами сумм налога к вычету или возмещению. Доводы налогового органа о недостоверности сведений, указанных в названных счетах фактурах, не могут быть приняты во внимание, поскольку инспекция не доказала, что общество при взаимоотношениях с поставщиками ООО "Ворд-Маркет" и ЗАО "Вторбумторгресурсы" действовало недобросовестно и с целью неосновательного получения из бюджета налоговых вычетов.
В определении от 16.10.03 N 329-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что истолкование статьи 57 Конституции Российской Федерации в системной связи с другими положениями Конституции Российской Федерации не позволяет сделать вывод о том, что налогоплательщик несет ответственность за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет. По смыслу положения, содержащегося в пункте 7 статьи 3 НК РФ, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности. Правоприменительные органы не могут истолковывать понятие "добросовестные налогоплательщики" как возлагающее на налогоплательщиков дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством.
Таким образом, на общество не может быть возложена обязанность по проверке достоверности сведений, указанных поставщиками в своих счетах-фактурах.
Поскольку разрешение вопроса о добросовестности либо недобросовестности заявителя при исполнении им налоговых обязанностей и реализации права на возмещение сумм налоговых вычетов, как связанное с установлением и исследованием фактических обстоятельств конкретного дела, относится к компетенции арбитражного суда, а инспекция не представила суду доказательства недобросовестности общества как налогоплательщика, у кассационной инстанции не имеется оснований для отмены решения суда и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287 (подпункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 17.12.03 по делу N А66-9060-03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Кочерова |
Л.Л. Никитушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 апреля 2004 г. N А66-9060-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника