Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 11 мая 2004 г. N А05-13005/03-28
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирилловой И.И., судей Афанасьева С.В. и Изотовой С.В., рассмотрев 06.05.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу ИМНС РФ по городу Архангельску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 04.02.04 по делу N А05-13005/03-28 (судья Трубина Н.Ю.),
установил:
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам Российской Федерации по городу Архангельску (далее - Инспекция) обратилась в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Элеон" (далее - Общество) и Потапову Андрею Александровичу о ликвидации Общества.
Решением от 04.02.04 в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения не проверялись.
В кассационной жалобе Инспекция просит решение отменить, ликвидировать Общество.
По мнению подателя жалобы, в соответствии с пунктом 3 статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" Инспекция вправе обратиться с иском о ликвидации Общества, не представившего сведения о себе в установленные указанным законом порядке и сроки.
Участники процесса извещены о времени и месте рассмотрения дела, но представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого решения проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, решением Регистрационной палаты мэрии города Архангельска от 23.09.99 N 4746 зарегистрирован устав Общества и выдано свидетельство о государственной регистрации.
Бухгалтерский баланс на 01.04.02 представлен Обществом 22.04.02 (л.д. 6).
Имеется задолженность по обязательным платежам в бюджеты разных уровней.
Согласно справке Инспекции от 03.11.03 в единый государственный реестр юридических лиц сведения об обществе не включены, основной государственный номер не присвоен в связи с невыполнением исполнительным органом Общества требований, установленных пунктом 3 статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц".
Исполнительные органы Общества по юридическому адресу отсутствуют.
Инспекция обратилась в суд с настоящим иском в соответствии с пунктом 3 статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц".
В обоснование своего требования Инспекция указала, что уполномоченное лицо Общества, зарегистрированного до вступления в силу указанного закона, не представило в течение шести месяцев со дня вступления закона в регистрирующий орган сведения, предусмотренные подпунктами "а" - "д", "л" пункта 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц".
Невыполнение указанного требования является основанием для принятия судом решения о ликвидации такого юридического лица на основании заявления регистрирующего органа.
Отказывая в иске, суд первой инстанции сослался на то, что деятельность Общества прекращена, имеется задолженность по налогам, организация отвечает признакам отсутствующего должника и не может быть ликвидирована в порядке статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Однако суд первой инстанции не привел в решении доказательства, подтверждающие факт прекращения Обществом деятеы льности, в связи с чем этот вывод суда является недостаточно обоснованным.
Факт непредставления баланса, на что сослался суд, сам по себе не свидетельствует о прекращении Обществом деятельности, а может служить основанием для вывода о нарушении юридическим лицом требований закона, если иные доказательства не позволяют признать названный факт одним из доказательств прекращения юридическим лицом деятельности.
Такими доказательствами могут быть, в частности, данные (справки) банков, в которых были открыты счета юридического лица, о закрытии счетов либо о том, что банковские операции по ним не проводились или не проводятся в течение последних 12 месяцев; сведения (документы) из государственной налоговой службы о неисполнении юридическим лицом обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах; документальное подтверждение того, что органы юридического лица выбыли с последнего известного места их нахождения, и новый их адрес неизвестен.
В материалах дела отсутствуют данные о движении денежных средств по счетам Общества, данные о состоянии его расчетного счета.
Наличие задолженности по уплате налогов само по себе не исключает возможности продолжения Обществом деятельности с уклонением от уплаты налогов.
Судом первой инстанции установлено, что органы Общества выбыли с последнего известного места их нахождения, но наличие или отсутствие данных о новом адресе не проверялось.
В соответствии с пунктом 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
Грубым нарушением закона признается в соответствии с пунктом 3 статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" непредставление уполномоченным лицом юридического лица, зарегистрированного до вступления в силу указанного закона, в течение шести месяцев со дня вступления в силу указанного закона в регистрирующий орган сведений, предусмотренных подпунктами "а" - "д", "л" пункта 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц".
Прекращение юридическим лицом своей деятельности не позволяет сделать вывод об осуществлении ее с нарушениями закона, поскольку такие нарушения возможны только в процессе деятельности, но не в случае ее прекращения.
Суд первой инстанции правильно исходил из того, что отсутствие деятельности свидетельствует об отсутствии нарушений при ее осуществлении, а ликвидация юридического лица должна в таком случае происходить в процессе банкротства. Однако в связи с этим по делу должно быть достоверно установлено, прекратило ли Общество свою деятельность, что судом первой инстанции не сделано.
С учетом изложенного кассационная инстанция считает, что решение подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
При новом рассмотрении дела суду надлежит установить наличие либо отсутствие оснований для ликвидации Общества в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц" и пунктом 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, или ликвидация Общества должна осуществляться в порядке, установленном законодательством о банкротстве.
В случае если имеются основания для вывода о том, что Общество как отсутствующий должник должно ликвидироваться вследствие признания его банкротом (пункт 4 статьи 61, статья 65 Гражданского кодекса Российской Федерации), то суду следует учесть, что процесс банкротства является одним из способов ликвидации юридического лица, а потому заявленное в данном деле требование о ликвидации, если оно должно быть рассмотрено в деле о банкротстве, как указал суд первой инстанции, подлежит в силу пункта 4 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оставлению без рассмотрения. Рассмотрение по существу требования Инспекции о ликвидации Общества с принятием решения об отказе в иске лишает Инспекцию возможности обратиться в суд повторно с тем же требованием в случае, если процесс банкротства не закончится ликвидацией Общества, а производство по делу о банкротстве будет прекращено по иным основаниям.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 04.02.04 по делу N А05-13005/03-28 отменить.
Передать дело на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Председательствующий |
И.И. Кириллова |
С.В. Изотова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 мая 2004 г. N А05-13005/03-28
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника