Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 13 мая 2004 г. N А13-7320/03-08
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Асмыковича А.В., Корабухиной Л.И., при участии в судебном заседании от открытого акционерного общества "Сокольский целлюлозно-бумажный комбинат" юрисконсульта Рязанова С.В. (доверенность от 05.01.2004),
рассмотрев 11.05.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Вологодской области на решение от 08.12.2003 (судья Чельцова Н.С.) и постановление апелляционной инстанции от 06.02.2004 (судьи Кудин А.Г., Богатырева В.А., Ковшикова О.С.) Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-7320/03-08,
установил:
Открытое акционерное общества "Сокольский целлюлозно-бумажный комбинат" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Вологодской области (далее - Инспекция) по отказу заявителю в списании реструктурированной задолженности по пеням и штрафам и об обязании налогового органа вынести решение о списании реструктурированных пеней и штрафов.
Решением суда от 08.12.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 06.02.2004, заявление Общества удовлетворено.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение и постановление и отказать в удовлетворении заявления. По мнению подателя жалобы, при принятии решения о списании реструктурированной задолженности по пеням и штрафам производится оценка уплаты текущих налоговых платежей по федеральным налогам. Поскольку текущие платежи по федеральным налогам внесены заявителем несвоевременно, то Общество не выполнило условия проведения реструктуризации, которые дают право на списание задолженности. Налоговый орган также сослался на то, что он является ненадлежащим ответчиком по требованиям заявителя в части списания пеней по арендной плате за земли городов и поселков.
Представители Инспекции, в установленном порядке извещенной о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
В судебном заседании представитель Общества отклонил доводы кассационной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.99 N 1002 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом" (далее - Постановление N 1002) решением комиссии Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц перед федеральным бюджетом по налогам, сборам, а также по начисленным пеням и штрафам от 22.03.2000 N 10-4-5/57-99 (листы дела 6-7) Обществу предоставлено право на реструктуризацию задолженности перед федеральным бюджетом в размере 30 033 000 руб. по налогам и сборам и 18 988 000 руб. - по пеням и штрафам.
Судом установлено, что Общество досрочно погасило всю сумму реструктурированной задолженности по налогам и сборам в четвертом квартале 2002 года. Налоговый орган письмом от 06.08.2003 N 02-12/4901 подтвердил указанное обстоятельство (лист дела 18).
Общество 30.06.2003 направило в налоговый орган заявление о принятии решения о списании реструктурированной задолженности по пеням и штрафам.
Письмом от 28.07.2003 N 02-12/3720 Инспекция отказала налогоплательщику в списании задолженности по пеням и штрафам в связи с наличием у Общества недоимки по плате за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы по состоянию на 01.04.2003 (лист дела 16).
Считая отказ налогового органа в списании указанной задолженности по пеням и штрафам незаконным, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя требования заявителя, исходил из того, что Общество имеет право на списание задолженности по пеням и штрафам, поскольку налогоплательщиком исполнена обязанность по уплате всей суммы реструктурированной задолженности по налогам и сборам и по состоянию на 01.01.2003 текущие платежи в федеральный бюджет внесены своевременно.
Суд кассационной инстанции считает данный вывод суда правильным по следующим основаниям.
По общему правилу, изложенному в пункте 4 Порядка реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденного Постановлением N 1002 (далее - Порядок), организация имеет право на погашение реструктурированной задолженности по налогам и сборам в течение 6 лет.
Одновременно пунктом 5 этого же Порядка закреплено право организации произвести досрочное, то есть до истечения 6 лет, погашение задолженности по налогам и сборам, а также определены условия списания задолженности по пеням и штрафам и порядок уплаты платежей для реализации права на списание задолженности по пеням и штрафам.
Установлено, что при погашении организацией половины реструктурированной задолженности по налогам и сборам в течение 2 лет и полном и своевременном внесении текущих налоговых платежей в федеральный бюджет в течение 2 лет после принятия решения о реструктуризации Министерство финансов Российской Федерации по представлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам или его территориального органа производит списание половины долга по пеням и штрафам.
Если организацией в течение 4 лет погашена вся сумма реструктурированной задолженности по налогам и сборам, а также произведена своевременная уплата текущих налоговых платежей в федеральный бюджет, то предусмотрено полное списание задолженности по пеням и штрафам.
Следовательно, если организацией погашена вся задолженность по налогам и сборам в течение 4-х лет, то есть досрочно, до наступления срока, с которого - в силу пункта 4 Порядка - начинается погашение задолженности по пеням и штрафам, и в течение этих 4-х лет организацией своевременно и в полном объеме уплачивались текущие платежи по налогам и сборам, она имеет право на полное списание задолженности по пеням и штрафам.
Статьей 138 Федерального закона от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" (далее - Закон о федеральном бюджете на 2002 год) установлено, что начиная с 2002 года производится списание соответствующих сумм задолженности по пеням и штрафам с организаций, в отношении которых решения о реструктуризации задолженности по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам были приняты в соответствии с постановлением Правительства N 1002, и которые погасили (при соблюдении условия своевременного внесения текущих налоговых платежей) половину или полную сумму реструктурированной задолженности в течение двух или четырех лет соответственно, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Во исполнение статьи 138 Закона о федеральном бюджете на 2002 год Правительством Российской Федерации принято постановление от 24.04.2002 N 269 "О списании суммы задолженности по пеням и штрафам" (далее - Постановление N 269).
Этим постановлением установлено, что списание половины или полной суммы задолженности по пеням и штрафам с организаций, которые погасили (при соблюдении условия своевременного внесения текущих налоговых платежей) в течение соответственно двух или четырех лет половину или полную сумму задолженности, реструктурированной в соответствии с Постановлением N 1002, производится Министерством Российской Федерации по налогам и сборам с момента погашения указанной задолженности (в соответствии с правилами, определенными этим министерством).
Повторив в Постановлении N 269 предусмотренные в пункте 5 Порядка условия списания задолженности по пеням и штрафам, Правительство Российской Федерации вместе с тем указало, что списание задолженности по пеням и штрафам осуществляется с момента погашения суммы реструктурированной задолженности по налогам.
Суд правомерно отклонил доводы налогового органа о том, что у заявителя по состоянию на 01.04.2003 имеется задолженность по уплате платы за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы.
Соблюдение налогоплательщиком условия своевременной и полной уплаты текущих платежей в течение определенного времени - двух лет для списания половины суммы задолженности по пеням и штрафам и четырех лет - для списания оставшейся суммы задолженности, определяется на момент погашения суммы реструктурированной задолженности по налогам, поскольку списание задолженности по пеням и штрафам осуществляется с момента погашения организацией суммы реструктурированной задолженности по налогам и сборам.
Приказом от 30.04.2002 N БГ-3-29/235 Министерство Российской Федерации по налогам и сборам утвердило Правила списания суммы задолженности по пеням и штрафам с организаций, в отношении которых решения о реструктуризации задолженности по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам были приняты в соответствии с Постановлением N 1002 (далее - Правила списания задолженности по пеням и штрафам).
Для списания соответствующей суммы задолженности по пеням и штрафам при соблюдении установленных условий ее списания налогоплательщик должен подать заявление в налоговый орган по месту нахождения организации. Решение о списании задолженности по пеням и штрафам принимается руководителем налогового органа. Списание задолженности оформляется соответствующей записью в лицевом счете.
Материалами дела подтверждается, что Общество досрочно в четвертом квартале 2002 года погасило сумму реструктурированной задолженности по налогам и сборам в размере 30 033 000 руб. и направило в налоговую инспекцию заявление о принятии решения о списании реструктурированной задолженности по пеням и штрафам.
Поскольку налогоплательщик полностью погасил сумму реструктурированной задолженности по налогам и сборам, суд первой и апелляционной инстанций пришел к обоснованному выводу, что Общество имело право на списание всей суммы задолженности по пеням и штрафам.
Довод налогового органа о том, что по требованиям заявителя в части списания пеней по арендной плате за земли городов и поселков Инспекция является ненадлежащим ответчиком, поскольку администрирование арендной платы за землю осуществляют территориальные органы Министерства имущественных отношений Российской Федерации, отклоняется судом кассационной инстанции. Согласно Правилам списания суммы задолженности по пеням и штрафам решение о списании задолженности по пеням и штрафам принимается руководителем налогового органа.
Ссылка Инспекции на несвоевременную уплату заявителем налога на прибыль в местный бюджет, единого налога в федеральный фонд медицинского страхования, налогов на пользователей автомобильных дорог и с владельцев автотранспортных средств является необоснованной. В данном случае условием списания реструктурированных пеней и штрафов является полная и своевременная уплата Обществом текущих налоговых платежей в федеральный бюджет, а не отчислений в иные бюджеты и внебюджетные фонды.
Суд правомерно признал несоответствующими Постановлению N 1002 действия Инспекции по отказу Обществу в списании реструктурированной задолженности по пеням и штрафам и обязал налоговый орган принять решение о списании 21 864 000 руб. указанной задолженности.
При таких обстоятельствах следует признать, что оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 08.12.2003 и постановление апелляционной инстанции от 06.02.2004 Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-7320/03-08 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.В. Пастухова |
Л.И. Корабухина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 мая 2004 г. N А13-7320/03-08
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника