Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 13 мая 2004 г. N А13-7893/03-21
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Асмыковича А.В., Клириковой Т.В.,
рассмотрев 13.05.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Череповцу Вологодской области на решение от 04.12.2003 (судья Ковшикова О.С.) и постановление апелляционной инстанции от 04.02.2004 (судьи Осокина Н.Н., Потеева А.В., Ралько О.Б.) Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-7893/03-21,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Севзапмонтажсервис" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительными решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Череповцу Вологодской области (далее - инспекция) от 28.07.2003 N 17-15/32-128/110 и требований от 28.07.2003 N 17-15/192 и N 17-15/193.
Инспекция обратилась со встречным заявлением о взыскании с Общества 3 761 186 руб. 61 коп. штрафа на основании оспариваемого решения и требования от 28.07.2003 N 17-15/193.
Решением суда от 04.12.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 04.02.2004, признаны недействительными решение и требования Инспекции в части привлечения общества к ответственности за неполную уплату налогов: в виде 1 439 872 руб. 29 коп. штрафа по налогу на прибыль, 299 903 руб. 86 коп. - по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС), 58 865 руб. 53 коп. - по налогу на пользователей автомобильных дорог, 2 709 руб. 40 коп. по налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, а также в части предложения заявителю уплатить : 6 621 252 руб. 54 коп. налога на прибыль, 1 499 520 руб. 15 коп. НДС, 296 522 руб. 11 коп. налога на пользователей автомобильных дорог, 13 547 руб. налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы и соответствующие пени, начисленные на суммы неуплаченных налогов. В удовлетворении остальной части требований обществу отказано.
Встречные требования инспекции удовлетворены частично. С общества взыскано 1 959 835 руб. 53 коп. штрафа, в удовлетворении остальной части требований отказано.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить судебные акты в части признания недействительными решения и требований налогового органа, а также в части отказа во взыскании штрафа, ссылаясь на неправильное применение судебными инстанциями норм материального права. По мнению инспекции, выписки по лицевому счету общества в банке о движении денежных средств, договоры, акты сверки расчетов, счета-фактуры, полученные налоговым органом от банка и ОАО "Северсталь", подтверждают реализацию заявителем продукции и получение выручки в 2000 году в сумме 2 848 649 руб. 78 коп., в 2001 году - 12 460 298 руб. 97 коп. и за 9 месяцев 2002 года 16 273 088 руб., а следовательно, и занижение им выручки от реализации продукции.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Согласно материалам дела заместителем руководителя инспекции принято решение от 12.02.2003 N 17-15/32 ДСП о проведении выездной налоговой проверки соблюдения обществом налогового законодательства за период с 01.01.2000 по 30.09.2002.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 31 и подпунктом 2 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) инспекция направила обществу требование от 15.10.2002 о представлении документов, необходимых для проведения налоговой проверки.
Общество не представило документы, сославшись на то, что документы были похищены.
В связи с непредставлением налогоплательщиком необходимых для проверки документов налоговый орган в соответствии с абзацем вторым статьи 87 НК РФ провел встречные проверки в ряде банков и предприятий, у которых истребовал и получил документы, относящиеся к деятельности общества.
Инспекция провела выездную налоговую проверку соблюдения обществом налогового законодательства за период с 01.01.2000 по 30.09.2002, о чем составлен акт от 24.06.2003 N 17-15/32-128 ДСП.
На основании материалов проверки и возражений налогоплательщика по акту налоговым органом вынесено решение от 28.07.2003 N 17-15/32-128/110 о привлечении общества к налоговой ответственности и доначислении налогов и пеней. В требованиях от 28.07.2003 N 17-15/192 и N 17-15/193 обществу предложено уплатить начисленные по решению суммы налогов, пеней и штрафа в срок до 02.08.2003.
Общество не согласилось с решением и требованиями инспекции и оспорило их в арбитражный суд.
Налоговые санкции обществом добровольно не уплачены, в связи с чем инспекция 23.10.2003 обратилась в арбитражный суд со встречным заявлением об их взыскании.
Судебные инстанции частично удовлетворили требования общества и инспекции. При этом суды исходили из того, что выписки по лицевому счету общества в банке о движении денежных средств, договоры, акты сверки расчетов, счета-фактуры, полученные налоговым органом от банка и ОАО "Северсталь", не подтверждают реализацию налогоплательщиком продукции и получение соответствующей выручки в проверяемом периоде, а следовательно, инспекцией не доказано занижение выручки от реализации продукции.
Кассационная инстанция считает судебные акты в обжалуемой части ошибочными и подлежащими отмене, а дело - направлению в этой части на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В ходе встречных проверок налоговым органом получены: выписки ОАО коммерческий банк социального развития "Бумеранг" по лицевому счету общества (том 1, листы дела 70-98); от ОАО "Северсталь" (покупатель) договоры поставки металлолома, акты сверки расчетов между заявителем и покупателем и счета-фактуры, выставленные заявителем (том 1, листы дела 125-173).
Согласно данным о движении денежных средств по расчетному счету общества, представленным ОАО коммерческий банк социального развития "Бумеранг" выручка от реализации продукции (работ, услуг) за 2000 год составила 2 848 649 руб. 78 коп., за 2001 год - 12 460 298 руб. 97 коп. и за 9 месяцев 2002 года - 16 273 088 руб., что превышает суммы, заявленные налогоплательщиком в декларациях по налогам на пользователей автомобильных дорог и на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы при исчислении налогов за указанные периоды. На основании изложенного инспекцией сделан вывод о занижении налогоплательщиком выручки от реализации продукции (работ, услуг) для исчисления налогов на прибыль, НДС, на пользователей автомобильных дорог и на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.
Кассационная инстанция считает, что в соответствии с пунктом 12 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденному приказом Минфина Российской Федерации от 06.05.99 N 32н, выписка ОАО коммерческий банк социального развития "Бумеранг" по лицевому счету общества, договоры поставки металлолома, заключенные обществом и ОАО "Северсталь", акты сверки расчетов между заявителем и покупателем, счета-фактуры, выставленные заявителем, свидетельствуют о получении обществом в проверяемом периоде выручки от реализации металлолома ОАО "Северсталь", то есть выводы налогового органа о занижении обществом выручки от реализации продукции являются правильными.
При этом сам налогоплательщик не оспаривает факт реализации ОАО "Северсталь" металлолома, выставления покупателю счетов-фактур и получения денежных средств за реализованный товар. При встречной проверке ОАО "Северсталь" также не ссылалось на неполучение товара от общества по выставленным счетам-фактурам.
На основании документов, полученных в ходе встречных проверок, налоговый орган правомерно в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 31 НК РФ определил расчетным путем суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиком в бюджет.
При указанных обстоятельствах у судов отсутствовали основания для частичного удовлетворения заявления общества и частичного отказа инспекции в удовлетворении встречных требований.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции необходимо определить суммы доначисленных инспекцией налогов в обжалуемой части, соответствующих пеней и штрафов и принять законное и обоснованное решение.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286 и 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 04.12.2003 и постановление апелляционной инстанции от 04.02.2004 Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-7893/03-21 отменить в части признания недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Череповцу Вологодской области от 28.07.2003 N 17-15/32-128/110 и требований от 28.07.2003 N 17-15/192 и N 17-15/193 в части привлечения общества к ответственности за неполную уплату налогов: на прибыль, НДС, на пользователей автомобильных дорог, на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, а также в части предложения заявителю уплатить налоги: на прибыль, НДС, на пользователей автомобильных дорог, на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы и соответствующие пени на суммы неуплаченных налогов и в части отказа инспекции во взыскании штрафов по эпизоду определения инспекцией выручки от реализации продукции (работ, услуг) за 2000 год в сумме 2 848 649 руб. 78 коп., за 2001 год - 12 460 298 руб. 97 и за 9 месяцев 2002 года - 16 273 088 руб.
В отмененной части дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Председательствующий |
С.А. Ломакин |
Т.В. Клирикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 мая 2004 г. N А13-7893/03-21
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника