Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 12 мая 2004 г. N А56-27137/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Шевченко А.В., судей Малышевой Н.Н., Никитушкиной Л.Л., при участии от открытого акционерного общества "Концерн "Снабресурс" Мельниковой Т.К. (доверенность от 04.08.2003 N 1), от Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Санкт-Петербургу Москаленко Н.Г. (доверенность от 19.11.2003 N 03/10103),
рассмотрев 11.05.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Санкт-Петербургу на решение от 09.10.2003 (судья Ресовская Т.М.) и постановление апелляционной инстанции от 26.01.2004 (судьи Шульга Л.А., Звонарева Ю.Н., Фокина Е.А.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-27137/03,
установил:
Открытое акционерное общество "Концерн "Снабресурс" (далее - ОАО "Концерн "Снабресурс", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга (после реорганизации - Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Санкт-Петербургу, далее по тексту - налоговая инспекция) от 03.06.2003 N 20/20461 об отказе в возмещении 109 615 руб. налога на добавленную стоимость за февраль 2003 года, а также пунктов 2-4 решения от 26.06.2003 N 20/23311 о доначислении Обществу 165 601 руб. налога на добавленную стоимость, восстановлении указанной суммы к уплате и начислении 535 руб. пеней. Кроме того, Общество просило обязать налоговую инспекцию зачесть 9 991 руб. 82 коп. налога на добавленную стоимость в счет задолженности по единому социальному налогу, а 99 623 руб. 18 коп. - возвратить на его расчетный счет.
Решением суда от 09.10.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 26.01.2004, требования Общества удовлетворены.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить решение от 09.10.2003 и постановление от 26.01.2004, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, устанавливающих порядок и основания применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов при экспорте товаров.
Законность оспариваемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, налоговая инспекция провела камеральную проверку представленной ОАО "Концерн "Снабресурс" декларации по налогу на добавленную стоимость по ставке 0 процентов за февраль 2003 года, в соответствии с которой возмещению подлежали 109 615 руб. налога.
На основании результатов проверки, отраженных в акте от 02.06.2003, налоговый орган принял решение от 03.06.2003 N 20/2461 об отказе Обществу в возмещении налога, а также решение от 26.06.2003 N 20/23311 о доначислении ОАО "Концерн "Снабресурс" 165 601 руб. налога на добавленную стоимость и начислении 535 руб. пеней за его неполную уплату. Основанием для принятия таких решений послужил вывод налоговой инспекции о том, что Общество представило противоречивые документы в доказательство факта экспорта товаров. Так, налоговый орган указал на то, что в копии грузовой таможенной декларации N 10210030/201202/0007623 имеется отметка о вывозе товара за пределы территории Российской Федерации 09.01.2002, однако в копиях добавочных листов к этому документу указано, что товар вывезен 19.01.2003. Кроме того, в представленных налогоплательщиком счетах-фактурах, товарно-транспортных накладных и грузовых таможенных декларациях указаны разные единицы измерения количества товара (ящики, штуки, комплекты, килограммы), в связи с чем у налогового органа не было возможности установить, какой именно товар экспортировался Обществом.
ОАО "Концерн "Снабресурс" посчитало незаконными решения налоговой инспекции и оспорило их в арбитражный суд.
В обоснование заявленных требований Общество ссылается на то, что им представлены в налоговый орган все документы, подтверждающие правомерность применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов при экспорте товаров. Несоответствие отметок таможенного органа о дате вывоза товара на грузовой таможенной декларации N 10210030/201202/0007623 и добавочных листах к этой декларации связано с ошибкой таможенного органа. Кроме того, заявитель представил в суд исправленные добавочные листы к грузовой таможенной декларации. Общество также ссылается на то, что к спорным счетам-фактурам были приложены спецификации, в которых указан вес экспортируемого товара.
Изучив и оценив представленные сторонами доказательства, суды первой и апелляционной инстанций согласились с приведенными налогоплательщиком доводами и удовлетворили заявленные им требования.
Кассационная инстанция считает судебные акты правильными и не подлежащими отмене.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 165 НК РФ для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов при экспорте товаров в налоговые органы представляются следующие документы:
1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара (припасов) за пределы таможенной территории Российской Федерации;
2) выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанного товара (припасов) на счет налогоплательщика в российском банке;
3) грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации;
4) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.
Пунктами 1-2 статьи 171 НК РФ предусмотрено право налогоплательщика уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную за налоговый период, на установленные налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении:
- товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ;
- товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Согласно пункту 1 статьи 173 НК РФ сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет, по операциям реализации товаров (работ, услуг), указанных в подпунктах 1-8 пункта 1 статьи 164 Кодекса, определяется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 НК РФ, сумма налога, исчисляемая в соответствии с пунктом 6 статьи 166 Кодекса.
При этом превышение сумм налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 НК РФ, над суммами налога, исчисляемыми в соответствии с пунктом 6 статьи 166 Кодекса, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьей 176 НК РФ, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода (пункт 2 статьи 173 НК РФ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 176 НК РФ суммы налоговых вычетов в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1-6 и 8 пункта 1 статьи 164 Кодекса, а также суммы налога, исчисленные и уплаченные в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 Кодекса, и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Таким образом, налогообложение операций по реализации товаров на экспорт по налоговой ставке 0 процентов и применение налоговых вычетов по таким операциям производится при условии представления в налоговый орган отдельной налоговой декларации и полного пакета документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено и налоговым органом не оспаривается, что налогоплательщик представил в налоговую инспекцию вместе с налоговой декларацией все документы, перечисленные в пункте 1 статьи 165 НК РФ. Факт экспорта товаров налоговой инспекцией не оспаривается.
Кроме того, судами изучены, оценены и отклонены как не соответствующие фактическим обстоятельствам дела доводы налогового органа о том, что в грузовой таможенной декларации и в приложении к ней указаны разные даты вывоза товара, а в счетах-фактурах и грузовых таможенных декларациях - разные единицы измерения количества товара.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что суды обоснованно признали недействительными оспариваемые ненормативные акты налогового органа.
Доводы жалобы налоговой инспекции фактически сводятся к переоценке обстоятельств, установленных арбитражными судами, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Довод налогового органа, содержащийся в дополнении к кассационной жалобе, о несоответствии счета-фактуры от 06.12.2003 N 15345 требованиям пункта 5 статьи 169 НК РФ отклоняется кассационной инстанцией как необоснованный, поскольку данное нарушение не отражено в решениях налогового органа и не заявлялся в судах первой и апелляционной инстанций.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 09.10.2003 и постановление апелляционной инстанции от 26.01.2004 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-27137/03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В.Шевченко |
Л.Л.Никитушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 мая 2004 г. N А56-27137/03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника