Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 19 апреля 2004 г. N А56-36121/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Матлиной Е.О., судей Марьянковой Н.В., Шпачевой Т.В., при участии от Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Санкт-Петербургу Ефимовой С.В. (доверенность от 09.07.2003 N 03-05/154),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Фаворит" на решение от 10.12.2003 (судья Савицкая И.Г.) и постановление апелляционной инстанции от 18.02.2004 (судьи Маркин С.Ф., Спецакова Т.Е., Цурбина С.И.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-36121/03,
установил:
Закрытое акционерное общество "Фаворит" (далее - ЗАО "Фаворит") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Санкт-Петербургу (далее - ИМНС РФ N 9) от 23.09.2003 N 01-53/640 о привлечении ЗАО "Фаворит" к административной ответственности и назначении административного наказания в виде наложения штрафа в размере 40 000 руб. за нарушение Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" на основании статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 10.12.2003 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 18.02.2004 решение суда от 10.12.2003 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ЗАО "Фаворит" просит отменить обжалуемые судебные акты, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и указывая, что судом неполно выяснены обстоятельства дела.
В судебном заседании представитель ИМНС РФ N 9 указал, что считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными. ЗАО "Фаворит" о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом, однако своего представителя в судебное заседание не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 16.09.2003 ИМНС РФ N 9 проведена проверка соблюдения Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" в туристической фирме ЗАО "Фаворит", расположенной по адресу: Санкт-Петербург, улица Марата, дом 10.
В ходе проверки ИМНС РФ N 9 установлен факт нарушения ЗАО "Фаворит" названного Закона, выразившийся в том, что денежные расчеты в туристической фирме при получении аванса за туристическую путевку от Фалейтор Т.В. были произведены без применения контрольно-кассовой техники или бланка строгой отчетности, а именно: был составлен договор на оказание туристических услуг от 16.09.2003 и выдана расписка работника ООО "Фаворит" Антоновой Е.В. о принятии денежных средств.
По результатам проведенной проверки ИМНС РФ N 9 составлен протокол об административном правонарушении от 17.09.2003 N 117/20, на основании которого в силу статьи 14.5 КоАП РФ вынесено постановление от 23.09.2003 N 01-53/640 о назначении ЗАО "Фаворит" административного наказания в виде наложения штрафа в размере 40 000 руб. за нарушение Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".
Не согласившись с данным постановлением, ЗАО "Фаворит" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене и указало на то, что при получении аванса от Фалейтор Т.В. не был выдан бланк строгой отчетности, так как полная стоимость туристической путевки оплачена не была.
Статьями 2, 5 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон о ККТ) предусмотрено обязательное применение контрольно-кассовой техники на территории Российской Федерации всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Положениями статьи 14.5 КоАП РФ установлена ответственность организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о ККТ организации и индивидуальные предприниматели могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания ими услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.
Положениями статьи 5 Закона о ККТ предусмотрена обязанность организаций и индивидуальных предпринимателей выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.
По смыслу названной статьи применение контрольно-кассовой техники или выдача бланка строгой отчетности не ставится в зависимость от полной или частичной оплаты товаров, работ или услуг. Сам факт осуществления денежного расчета является основанием для выдачи либо чека, либо бланка строгой отчетности в зависимости от вида деятельности с исключениями, предусмотренными статьей 2 Закона о ККТ.
Факт осуществления денежных расчетов при получении работником ЗАО "Фаворит" аванса за туристическую путевку установлен судом в соответствии с материалами дела и не оспаривается ЗАО "Фаворит".
При таких обстоятельствах кассационная инстанция находит правомерным вывод суда об обоснованности привлечения ЗАО "Фаворит" к административной ответственности и, не усматривая при принятии обжалуемых судебных актов каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, не находит оснований для их отмены.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 10.12.2003 и постановление апелляционной инстанции от 18.02.2004 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-36121/03 оставить без изменения, а кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Фаворит" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.О. Матлина |
Т.В. Шпачева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о ККТ организации и индивидуальные предприниматели могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания ими услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.
Положениями статьи 5 Закона о ККТ предусмотрена обязанность организаций и индивидуальных предпринимателей выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.
По смыслу названной статьи применение контрольно-кассовой техники или выдача бланка строгой отчетности не ставится в зависимость от полной или частичной оплаты товаров, работ или услуг. Сам факт осуществления денежного расчета является основанием для выдачи либо чека, либо бланка строгой отчетности в зависимости от вида деятельности с исключениями, предусмотренными статьей 2 Закона о ККТ."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 апреля 2004 г. N А56-36121/03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника