Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 19 апреля 2004 г. N А56-34450/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Дмитриева В.В. и Малышевой Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.12.2003 по делу N А56-34450/03 (судья Масенкова И.В.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Выборгский лесной терминал" (далее - ООО "Выборгский лесной терминал", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Ленинградской области (далее - налоговая инспекция) от 16.06.2003 N 13-24/3/15573 в части отказа Обществу в возмещении 655 505 руб. налога на добавленную стоимость за март 2003 года, а также об обязании налогового органа возместить указанную сумму налога посредством возврата ее на расчетный счет Общества.
Решением суда первой инстанции от 01.12.2003 требования Общества удовлетворены полностью.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение от 01.12.2003, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права - статей 165, 171-172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), устанавливающих порядок и условия применения налогоплательщиками налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов при экспорте товаров.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "Выборгский лесной терминал" во исполнение заключенных с иностранными покупателями контрактов: от 20.08.2002 N 2002-HPF-2 - с компанией "Нордик Трии ЛТД" (Финляндия), от 28.10.2002 N 04-PE-VLT - с компанией "Лемо Интернэйшнл Лтд" (Швеция), от 15.01.2003 N 2003-HPF-2 - с компанией "Бергман Индустриал Холдинг ЛЛК" (Финляндия), в марте 2003 года отгрузило на экспорт лесоматериалы.
Собрав в том же месяце комплект документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, Общество представило в налоговую инспекцию декларацию по налогу на добавленную стоимость за март 2003 года по экспортным операциям, в соответствии с которой налогоплательщику подлежит возмещению из бюджета 696 794 руб. налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам товаров (работ, услуг), связанных с экспортными поставками. К декларации налогоплательщиком приложены документы, подтверждающие обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов.
В ходе камеральной проверки указанных документов налоговый орган установил, что представленные Обществом выписки банка от 24.03.2003 и от 26.03.2003, свидетельствуют о том, что валютная выручка по контракту от 28.10.2002 N 04-PE-VLT поступила на счет налогоплательщика не от иностранного покупателя - компании "Лемо Интернэйшнл Лтд" (Швеция), а от третьего лица, не поименованного в контракте, - "AKTIEBOLAGET LEMO AGENCY". Кроме того, в ходе проведения встречных проверок налоговый орган выявил, что некоторые поставщики организации, у которой Общество приобрело товар, реализованный затем на экспорт, налог на добавленную стоимость в бюджет не уплатили, отчетность в налоговый орган по месту учета не сдают.
На основании результатов камеральной проверки налоговая инспекция приняла решение (заключение) от 16.06.2003 N 13-24/3/15573 о возмещении ООО "Выборгский лесной терминал" 41 289 руб. налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам товарно-материальных ценностей, используемых при реализации товаров на экспорт, а также об отказе налогоплательщику в возмещении 655 505 руб. названного налога.
Считая решение налогового органа об отказе в возмещении 655 505 руб. налога на добавленную стоимость за март 2003 года незаконным, Общество оспорило его в этой части в арбитражном суде.
Суд первой инстанции подтвердил законность требований налогоплательщика, указав в решении на выполнение ООО "Выборгский лесной терминал" требований, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает право налогоплательщика на применение налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов при экспорте товаров.
Кассационная инстанция, рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, считает, что суд, удовлетворяя требования Общества, правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, помещаемых под таможенный режим экспорта, при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 173 НК РФ сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет по операциям реализации товаров (работ, услуг) на экспорт, определяется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов сумма налога, исчисляемая в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ.
Пунктом 2 статьи 173 НК РФ предусмотрено, что превышение сумм налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 НК РФ, над суммами налога, исчисляемыми в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые указаны в статье 176 НК РФ.
Эта статья в пункте 4 устанавливает порядок возмещения сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных поставщикам товаров (работ, услуг), при реализации товаров на экспорт. Согласно пункту 4 статьи 176 НК РФ суммы налоговых вычетов, предусмотренные статьей 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг) на экспорт, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 НК РФ, и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Таким образом, из приведенных норм следует, что экспортеру для подтверждения права на возмещение налога на добавленную стоимость при экспорте товаров необходимо доказать факт экспорта, представив в налоговую инспекцию документы, перечисленные в пункте 1 статьи 165 НК РФ, а также выполнить требования, установленные статьями 169, 171 - 173, а также статьей 176 НК РФ.
Материалами дела подтверждается факт представления Обществом в налоговый орган в обоснование правомерности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по декларации за март 2003 года полного комплекта документов, предусмотренных пунктом 1 статьи 165 НК РФ.
Следовательно, ООО "Выборгский лесной терминал" правомерно заявило к вычету 696 794 руб. налога на добавленную стоимость.
Суд кассационной инстанции считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что неуплата налога на добавленную стоимость поставщиками общества с ограниченной ответственностью "Петролес", у которого Общество приобретало товары, реализованные впоследствии на экспорт, не может служить основанием для отказа в возмещении налога добросовестному налогоплательщику - экспортеру товаров.
Налоговым законодательством Российской Федерации право налогоплательщика на возмещение налога на добавленную стоимость не обусловлено фактическим внесением сумм налога в бюджет поставщиками и производителями экспортируемой продукции, не установлена и обязанность экспортера подтвердить эти обстоятельства при предъявлении сумм налога на добавленную стоимость к возмещению.
Согласно пункту 4 статьи 176 НК РФ возмещение налога производится не позднее трех месяцев со дня представления налогоплательщиком декларации по налоговой ставке 0 процентов и предусмотренных статьей 165 НК РФ документов, а не с момента поступления в бюджет сумм налога от поставщиков и производителей продукции.
В определении от 16.10.2003 N 329-О, принятом Конституционным Судом Российской Федерации по заявлению о проверке конституционности положений абзаца первого пункта 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку по смыслу, придаваемому, по мнению заявителя, этой норме сложившейся правоприменительной практикой, допускается возможность применения добросовестным налогоплательщиком налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость при экспорте товаров при условии исполнения всеми предшествующими поставщиками товара на территории Российской Федерации обязанности по перечислению суммы налога в бюджет, Конституционный Суд Российской Федерации высказал свою правовую позицию по этому вопросу.
Конституционный Суд Российской Федерации признал, что истолкование статьи 57 Конституции Российской Федерации в системной связи с другими положениями Конституции Российской Федерации не позволяет сделать вывод, что налогоплательщик несет ответственность за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет. По смыслу положения, содержащегося в пункте 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности. Правоприменительные органы не могут истолковывать понятие "добросовестные налогоплательщики" как возлагающее на налогоплательщиков дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством.
Доказательств недобросовестности заявителя при исполнении им налоговых обязанностей и реализации права на возмещение сумм налоговых вычетов, налоговым органом не доказано и судом при исследовании фактических обстоятельств конкретного дела не установлено.
Суд кассационной инстанции отклоняет как необоснованные и доводы налогового органа о том, что представленные налогоплательщиком выписки банка от 24.03.2002 и от 26.03.2003 не подтверждают поступление от иностранного покупателя - компании "Лемо Интернэйшнл Лтд" - валютной выручки в сумме 86 287 долларов США.
Как видно из свифт-сообщений, представленных Обществом в налоговый орган, спорная сумма выручки поступила ООО "Выборгский лесной терминал" именно по контракту от 28.10.2002 N 04-PE-VLT. Кроме того, в материалах дела имеется письмо банка (том 2 лист дела 77), из которого следует, что наименование фирмы - отправителя спорного платежа на сумму 86 287 долларов США, следует читать как "LEMO INTERNATIONAL".
При таких обстоятельствах следует признать, что суд первой инстанции обоснованно признал недействительным решение налогового органа от 16.06.2003 N 13-24/3/15573, как принятое с нарушением норм налогового законодательства, и обязал налоговую инспекцию - принимая во внимание обращение Общества 29.04.2003 в налоговый орган с заявлением о возврате на его расчетный счет 696 794 руб. налога на добавленную стоимость, указанного в декларации за март 2003 года, а также отсутствие у ООО "Выборгский лесной терминал" задолженности по налогам и пеням перед федеральным бюджетом - возместить Обществу из бюджета 655 505 руб. налога на добавленную стоимость по декларации за март 2003 года по экспортным операциям путем возврата этой суммы на расчетный счет налогоплательщика.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что обжалуемый судебный акт соответствует действующему законодательству и правовых оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287 (подпункт 1 пункта 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.12.2003 по делу N А56-34450/03 оставить без изменений, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Г. Кузнецова |
Н.Н. Малышева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 апреля 2004 г. N А56-34450/03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника