Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 13 мая 2004 г. N А26-8682/03-210
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирейковой Г.Г., судей Клириковой Т.В. и Ломакина С.А., при участии от Пудожского районного потребительского общества Катаевой Е.В. (доверенность от 05.01.04 N 2),
рассмотрев 11.05.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Пудожскому району Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 13.01.04 по делу N А26-8682/03-210 (судья Гарист С.Н.),
установил:
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Пудожскому району Республики Карелия (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о взыскании с Пудожского районного потребительского общества (далее - Общество) штрафов: 39 руб. на основании статьи 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), а также 25 900 руб. и 10 000 руб. по пунктам 1 и 2 статьи 126 НК РФ.
Решением суда от 13.01.04 требования Инспекции удовлетворены частично, с Общества взыскано 39 руб. штрафа на основании статьи 123 НК РФ. В удовлетворении остальной части заявления отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, просит отменить решение от 13.01.04 в части отказа во взыскании с Общества 35 900 руб. штрафных санкций, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, суд сделал ошибочный вывод о том, что Общество не является налоговым агентом по отношению к физическим лицам, реализовавшим ответчику принадлежащее им имущество, а следовательно, налоговый орган неправомерно привлек Общество к ответственности на основании пунктов 1 и 2 статьи 126 НК за непредставление сведений о доходах физических лиц - продавцов и документов учета доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде (налоговых карточек).
В отзыве на кассационную жалобу Общество, считая доводы жалобы несостоятельными, просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Инспекция о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы отзыва.
Законность решения суда от 13.01.04 проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела выездную налоговую проверку правильности исчисления, удержания, полноты и своевременности перечисления Обществом в бюджет подоходного налога за 2000 год и налога на доходы физических лиц с 01.01.01 по 30.04.03. В ходе проверки налоговый орган установил, что налоговый агент не удержал и не перечислил в бюджет 194 руб. налога на доходы физических лиц за 2001 и 2002 год, не представил в Инспекцию в установленный законодательством срок сведения о выплаченных физическим лицам доходах за 2000-2002 год (518 штук), а также не направил по запросу налогового органа налоговые карточки за 2000 и 2001 год. По результатам проверки составлен акт от 27.06.03 N 22.
Решением от 22.07.03 Инспекция привлекла Общество к ответственности в виде взыскания штрафов: 39 руб. на основании статьи 123 НК РФ, а также 25 900 руб. и 10 000 руб. по пунктам 1 и 2 статьи 126 НК РФ.
В связи с неуплатой Обществом в добровольном порядке штрафов в десятидневный срок, определенный в требованиях от 22.07.03 N 141 и N 142, Инспекция обратилась с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая Инспекции во взыскании 35 900 руб. штрафов, сделал вывод о том, физические лица - продавцы принадлежащего им имущества являются самостоятельными налогоплательщиками, по отношению к которым ответчик не признается налоговым агентом, а следовательно, у Общества отсутствовала обязанность вести учет доходов этих лиц и представлять в налоговые органы сведения об их доходах. В остальной части требования налогового органа удовлетворены.
Кассационная инстанция считает выводы суда правильными.
Пунктом 1 статьи 126 НК РФ предусмотрена ответственность за непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах.
В силу пункта 1 статьи 24 НК РФ налоговыми агентами являются лица, на которых налоговым законодательством возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов. Налогоплательщиками же являются организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать налоги (статья 19 НК РФ).
В соответствии с пунктом 5 статьи 20 Закона Российской Федерации от 07.12.91 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" (далее - Закон N 1998-1) предприятия, учреждения, организации и иные работодатели обязаны не реже одного раза в квартал представлять в налоговый орган по месту своей регистрации сведения о доходах, выплаченных ими физическим лицам не по месту основной работы (службы, учебы), и об удержанных суммах налога с указанием адресов постоянного местожительства получателей дохода.
Согласно пункту 3 названной статьи предприятия, учреждения, организации и физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей, удерживающие подоходный налог, обязаны вести учет совокупного годового дохода, выплаченного физическим лицам в календарном году, в порядке и по форме, утверждаемым Государственной налоговой службой Российской Федерации.
Из содержания приведенной статьи Закона N 1998-1, действовавшего в 2000 году, следует, что обязанность по представлению сведений о доходах физических лиц возложена законодателем на работодателей.
Судом установлено, что ответчик приобретал у физических лиц сельскохозяйственные продукты, принадлежавшие им на праве собственности. Инспекция не оспаривает, что между Обществом и физическими лицами отсутствовали трудовые отношения, а следовательно, ответчик не являлся налоговым агентом по отношению к этим физическим лицам и не обязан вести учет их доходов (сумм налога), а также представлять сведения об этом в Инспекцию.
В соответствии с пунктом 1 статьи 226 НК РФ российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 названной статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных статьей 226 НК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 226 НК РФ исчисление сумм и уплата налога в соответствии с названной статьей производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 214.1, 227 и 228 Кодекса с зачетом ранее удержанных сумм налога.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 228 НК РФ исчисление и уплату налога в соответствии с названной статьей производят физические лица - исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности.
Такие лица выступают самостоятельными плательщиками налога на доходы. Исходя из положений пунктов 1 и 2 статьи 226 НК РФ, Общество не признается в таких случаях налоговым агентом, а следовательно, обязанности налоговых агентов по исчислению, удержанию у налогоплательщиков, уплате суммы налога в бюджет, а также ведению учета доходов и сумм налога и представлению в налоговый орган сведений о доходах физических лиц (статья 230) на него не распространяются.
Доказательства того, что имущество не принадлежало физическим лицам на праве личной собственности, налоговым органом не представлены. Таким образом, суд правомерно отказал Инспекции во взыскании штрафа за непредставление Обществом сведений о доходах физических лиц 2001-2002 годов и непредставление налоговых карточек за 2001 год.
Кроме того, на основании пункта 2 статьи 126 НК РФ к ответственности привлекается организация, располагающая сведениями о проверяемом налоговым органом налогоплательщике в случае, если эта организация не исполнила обязанность по предоставлению документов на основании запроса налогового органа. Право налогового органа истребовать у иных лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с этими лицами, если необходимость в получении такой информации возникает при проведении камеральных и выездных налоговых проверок, установлено статьей 87 НК РФ. В данном случае Инспекция с целью проведения проверки Общества по вопросам налогового законодательства о подоходном налоге с физических лиц, о налоге на доходы физических лиц истребовала у ответчика документы, касающиеся непосредственно его деятельности как налогового агента (учет доходов физических лиц, ведение налоговых карточек), что влечет ответственность, предусмотренную пунктом 1 статьи 126 НК РФ.
Следовательно, Общество неправомерно привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 126 НК РФ.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает решение суда законным и обоснованным, а жалобу Инспекции - не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 13.01.04 по делу N А26-8682/03-210 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Пудожскому району Республики Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.Г.Кирейкова |
С.А.Ломакин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 мая 2004 г. N А26-8682/03-210
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника