Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 21 апреля 2004 г. N А56-37156/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Ломакина С.А., Троицкой Н.В.,
при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Красносельскому району Санкт-Петербурга специалиста юротдела Щаманова В.В. (доверенность от 05.01.04 N 13/4),
рассмотрев 21.04.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Красносельскому району Санкт-Петербурга на решение от 19.11.2003 (судья Семиглазов В.А.) и постановление апелляционной инстанции от 06.02.2004 (судьи Маркин С.Ф., Спецакова Т.Е., Цурбина С.И.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-37156/03,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Компания "Евросплав" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Красносельскому району Санкт-Петербурга (далее - налоговая инспекция) от 18.07.2003 N 12/223 К в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за март 2003 года, уплаченного поставщикам товарно-материальных ценностей, использованных впоследствии при реализации продукции на экспорт, и обязании налоговой инспекции возместить 187 221 руб. 70 коп. налога путем возврата на расчетный счет Общества.
Решением от 19.11.2003 заявленные Обществом требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 06.02.2004 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить судебные акты. Податель жалобы ссылается на то, что судом неправильно применена норма пункта 2 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), а также неполно выяснены обстоятельства дела. По мнению налоговой инспекции, счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5, 6 статьи 169 НК РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к возмещению или вычету. Кроме того, в соответствии с пунктом 10 статьи 165 НК РФ документы, подтверждающие право налогоплательщика на возмещение НДС должны представляться одновременно с представлением налоговой декларации.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Общество о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, его представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество представило 21.04.2003 в налоговую инспекцию декларацию по налоговой ставке 0 процентов по НДС за март 2003 года по экспортным операциям и документы, подтверждающие обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов и право на возмещение НДС.
Налоговый орган провел камеральную проверку представленных Обществом декларации и документов по вопросу правомерности применения налогоплательщиком налоговой ставки 0 процентов по экспортным операциям.
В ходе проверки налоговая инспекция установила, что Обществом неправомерно заявлено к вычету 187 221 руб. 70 коп. НДС за март 2003 года в связи с нарушением налогоплательщиком пункта 5 статьи 169 НК РФ, в связи с чем согласно пункту 2 статьи 169 НК РФ счета-фактуры, составленные с нарушением пункта 5 статьи 169 НК РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
По результатам проверки налоговый орган вынес решение от 18.07.2003 N 12/223 К, которым налоговая инспекция признала правомерным возмещение 226 603 руб. 30 коп. НДС, а в возмещении 187 221 руб. 70 коп. НДС отказала. Также налоговый орган вынес мотивированное заключение от 28.07.2003 N 08/11589.
Общество с решением налоговой инспекции не согласилось и обжаловало его в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций указали на то, что заявителем выполнены все требования, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации для применения налоговых вычетов.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что суды, удовлетворяя требования Общества, правомерно исходили из следующего.
В соответствии со статьей 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, помещаемых под таможенный режим экспорта, при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 173 НК РФ сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет по операциям реализации экспортных товаров (работ, услуг), определяется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов сумма налога, исчисляемая в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 173 НК РФ превышение сумм налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 НК РФ, над суммами налога, исчисляемыми в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьей 176 НК РФ.
В силу пункта 4 статьи 176 НК РФ суммы, предусмотренные статьей 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1-6 и 8 пункта 1 статьи 164 НК РФ, а также суммы налога, исчисленные и уплаченные в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 НК РФ, и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Таким образом, из приведенных норм следует, что организации-экспортеру для подтверждения права на возмещение налога на добавленную стоимость при экспорте товаров необходимо доказать факт экспорта товара, представив в налоговую инспекцию документы, перечисленные в статье 165 НК РФ, а также выполнить требования, установленные статьями 169, 171-173 и статьей 176 НК РФ.
Как следует из материалов дела, Общество представило в налоговый орган предусмотренные статьей 165 НК РФ документы, подтверждающие право налогоплательщика на возмещение НДС. Налоговой инспекцией не оспаривается факт экспорта товара и поступления выручки от иностранного лица на счет налогоплательщика.
В статье 169 НК РФ счет-фактура также определен как документ, служащий основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ, поэтому в пункте 5 статьи 169 НК РФ приведен перечень сведений, которые в обязательном порядке должны быть отражены в счете-фактуре. Согласно подпунктам 2 и 3 названной нормы к таким сведениям относятся наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя, наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя.
В данном случае налоговый орган в ходе камеральной проверки установил, что в некоторых счетах-фактурах, представленных заявителем для применения налоговых вычетов и возмещения НДС, отсутствовали сведения, предусмотренные пунктом 5 статьи 169 НК РФ, а именно, не указаны грузоотправитель и грузополучатель, а также их адреса.
В данном случае нарушение Обществом подпункта 3 пункта 5 статьи 169 НК РФ не является существенным нарушением, поскольку "покупателем" и "грузополучателем" являлось одно и то же лицо - ООО "Компания "Евросплав" и его адрес указан по строке "покупатель", а "продавцом" и "грузоотправителем" являлось - ГУ ЦГСЭН и его адрес указан по строке "продавец".
Кроме того, Общество представило в налоговый орган счета-фактуры, оформленные поставщиками в соответствии с требованиями статьи 169 НК РФ взамен ранее выданных, тем самым подтвердив в соответствии с требованиями статей 169 НК РФ, 171, 172 НК РФ права на применение налоговых вычетов по указанным счетам-фактурам и на возмещение экспортного НДС в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 176 НК РФ.
Таким образом, кассационная инстанция считает, что обжалуемые судебные акты соответствует действующему законодательству, а, следовательно, оснований для их отмены не имеется.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 19.11.2003 и постановление апелляционной инстанции от 06.02.2004 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-37156/03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Красносельскому району по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В.Клирикова |
Н.В.Троицкая
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 апреля 2004 г. N А56-37156/03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника