Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 20 мая 2004 г. N А56-31461/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Абакумовой И.Д., Никитушкиной Л.Л., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Русмарин-Форвардинг" Никоновой А.А. (доверенность от 03.06.02), от Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по Санкт-Петербургу Шулая Л.Б. (доверенность от 28.07.03 N 03/1151), рассмотрев 19.05.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по Санкт-Петербургу на решение от 27.11.03 (судья Масенкова И.В.) и постановление апелляционной инстанции от 13.02.04 (судьи Маркин С.Ф., Спецакова Т.Е., Дроздов А.Г.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-31461/03,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Русмарин-Форвардинг" (далее - Общество, ООО "Русмарин-Форвардинг") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по Санкт-Петербургу (далее - налоговая инспекция) от 24.07.03 N 12/1028 в части применения к Обществу установленной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) ответственности в виде 55 456,37 руб. штрафа, восстановления для бюджета 161 632,82 руб. налога на добавленную стоимость по декларации по ставке 0 процентов за март 2003 года, начисления налога на добавленную стоимость по внутреннему рынку в сумме 277 279,84 руб. за сентябрь 2002 года, а также начисления 69 364,87 руб. пеней по этому налогу.
Решением суда от 27.11.03 заявление Общества удовлетворено.
Постановлением апелляционной инстанции от 13.02.04 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение суда и отказать Обществу в удовлетворении требований. По мнению подателя жалобы, в ходе камеральной проверки декларации ООО "Русмарин-Форвардинг" за март 2003 года по налогу на добавленную стоимость по ставке 0 процентов Обществу правомерно восстановлено для бюджета 161 632,82 руб. налога на добавленную стоимость, указанного в качестве налоговых вычетов, поскольку представленные Обществом в налоговый орган документы частично оформлены с нарушением требований статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации - на коносаментах отсутствуют отметки таможенных органов, подтверждающие вывоз товара.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель налогового органа поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Представитель Общества просил оставить решение и постановление суда без изменения, считая их законными и обоснованными, а жалобу налоговой инспекции - без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела усматривается, что Общество своевременно направило в налоговую инспекцию декларацию по налогу на добавленную стоимость по ставке 0 процентов за март 2003 года в связи с оказанием услуг по экспедированию экспортируемых товаров, погрузо-разгрузочным работам, услугам по хранению экспортных грузов. В декларации налогоплательщик указал налоговые вычеты, относящиеся к выручке от оказания названных услуг. Налоговая инспекция провела камеральную проверку названной декларации, о чем составила акт от 24.06.03 N 24/172. На основании акта проверки налоговым органом принято решение от 24.07.03 N 12/1028 о привлечении Общества к установленной пунктом 1 статьи 122 НК РФ ответственности в виде 60 063 руб. штрафа за неуплату налога на добавленную стоимость в сумме 300 313 руб. за сентябрь 2002 года, о восстановлении для бюджета 179 992 руб. налога на добавленную стоимость по декларации по налоговой ставке 0 процентов за март 2003 года, а также о доначислении 300 313 руб. налога на добавленную стоимость по внутреннему рынку за сентябрь 2002 года и начислении 72 878,18 руб. пеней. Согласно акту проверки и решению ООО "Русмарин-Форвардинг" не подтвердило надлежащим образом оформленными документами обоснованность применения ставки 0 процентов и налоговых вычетов при реализации услуг на сумму 1 524 360,38 руб., что и явилось основанием для принятия налоговым органом названного решения.
ООО "Русмарин-Форвардинг", получив решение налоговой инспекции, частично не согласилось с ним и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, в котором ссылается на неправомерность требований налоговой инспекции к оформлению документов, в частности, коносаментов.
Кассационная инстанция считает, что суд обоснованно удовлетворил заявление Общества.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ.
Положение подпункта 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ распространяется на работы (услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров и импортируемых в Российскую Федерацию, выполняемые российскими перевозчиками, и иные подобные работы (услуги), а также работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенные режимы переработки товаров на таможенной территории и под таможенным контролем.
В данном случае Общество осуществляет работы по экспедированию, погрузке, разгрузке, хранению экспортных грузов, а следовательно, на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ вправе применять ставку 0 процентов при реализации названных услуг, подтвердив это право представлением в налоговый орган комплекта документов, перечисленных в пункте 4 статьи 165 НК РФ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 165 НК РФ при реализации работ (услуг), предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы представляются следующие документы:
1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на выполнение указанных работ (оказание указанных услуг);
2) выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного или российского лица - покупателя указанных работ (услуг) на счет налогоплательщика в российском банке.
В случае, если контрактом предусмотрен расчет наличными денежными средствами, в налоговый орган представляются выписка банка, подтверждающая внесение полученных налогоплательщиком сумм на его счет в российском банке, а также копии приходных кассовых ордеров, подтверждающие фактическое поступление выручки от иностранного или российского лица - покупателя указанных работ (услуг).
В случае, если незачисление валютной выручки от реализации работ (услуг) на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), подтверждающие право на незачисление валютной выручки на территории Российской Федерации;
3) таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в таможенном режиме экспорта или транзита, и пограничного таможенного органа, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации (ввезен на таможенную территорию Российской Федерации в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ). Положения этого подпункта применяются с учетом особенностей, предусмотренных подпунктом 3 пункта 1 статьи 165 НК РФ;
4) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации (ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ). Положения этого подпункта применяются с учетом особенностей, предусмотренных подпунктом 4 пункта 1 статьи 165 НК РФ.
Подпунктом 4 пункта 1 статьи 165 НК РФ установлено, что для подтверждения обоснованности применения ставки 0 процентов и налоговых вычетов налогоплательщик представляет в налоговый орган копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации. Налогоплательщик может представлять любой из перечисленных документов с учетом следующих особенностей.
При вывозе товаров в таможенном режиме экспорта судами через морские порты для подтверждения вывоза товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации налогоплательщиком в налоговые органы представляется копия поручения на отгрузку экспортируемых грузов с указанием порта разгрузки с отметкой "Погрузка разрешена" пограничной таможни Российской Федерации;
копия коносамента на перевозку экспортируемого товара, в котором в графе "Порт разгрузки" указано место, находящееся за пределами таможенной территории Российской Федерации.
Таким образом, требование налогового органа к порядку оформления коносаментов, представленных Обществом вместе с декларацией, не соответствует положениям приведенных норм налогового законодательства, а следовательно, правомерно признано незаконным судами первой и апелляционной инстанций.
Кассационной инстанцией отклоняются доводы налогового органа о том, что в пяти поручениях на отгрузку товара отсутствуют подписи лица, перемещающего товар (капитана судна). Указанные требования к порядку оформления поручений на отгрузку товара налоговым законодательством не установлены, следовательно, отсутствие в названных документах подписи лица, перемещающего товар (капитана судна) не может влиять на право налогоплательщика на применение льготной ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость. Кроме того, в материалах дела имеются поручения на отгрузку товара N 920830/201, N 920830/208, N 920920/202, N 920920/203, N 920920/201, к порядку оформления которых у налоговой инспекции имелись претензии. Названные поручения подписаны капитаном судна.
В кассационной жалобе инспекция ссылается на то, что по счету-фактуре от 30.09.02 N 8046 налогоплательщиком не представлена грузовая таможенная декларация N 10206010/270802/0004814, указанная в поручении на отгрузку N 6300602. Общество пояснило, что в части этого эпизода не оспаривало в суде решение налогового органа. Таким образом, приведенный довод инспекции не относится к существу данного дела.
Инспекция в жалобе также ссылается на то, что по счету-фактуре от 12.09.02 N 7549 Обществом оказаны услуги по экспедированию на сумму 40 долл. США и "Лифты" на сумму 130 долл. США. По мнению инспекции, услуга "Лифты" не относится к услугам, облагаемым налогом на добавленную стоимость по ставке 0 процентов. Кассационная инстанция отклоняет указанный довод налогового органа, поскольку судом установлено, что по счету-фактуре от 12.09.02 N 7549 реализованы услуги по экспедированию, в том числе перемещению контейнера (lift), которые на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ подлежат обложению налогом на добавленную стоимость по ставке 0 процентов.
Не может быть принят во внимание кассационной инстанцией и довод налогового органа, изложенный в жалобе, о том, что организациями "ITS-EUROP S.R.O", ООО "Агроальянс", ООО "Рос Транс СПб", ООО "Русконт" услуги, оказанные Обществом, оплачены вместе с налогом на добавленную стоимость, о чем указано в платежных поручениях. По мнению налогового органа, Общество при таких обстоятельствах не имело права на применение ставки 0 процентов по этим услугам.
Согласно пунктам 1 и 4 статьи 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму налога. Продавец товаров (работ, услуг) в расчетных документах, первичных учетных документах и в счетах-фактурах, выделяет соответствующую сумму налога отдельной строкой.
В данном случае Общество в счетах-фактурах, выставленных названным организациям, указывало ставку налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов. Счета-фактуры оплачены покупателями услуг в суммах, указанных Обществом в счетах-фактурах. Необоснованное выделение покупателями в платежных документах иной ставки налога на добавленную стоимость, не должно препятствовать Обществу, действовавшему в соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 168 НК РФ, применять ставку налога, установленную законодательством о налогах и сборах для вида работ (услуг), выполняемых ООО "Русмарин-Форвардинг".
Таким образом, у кассационной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов, сделанных судом в решении и постановлении по настоящему делу, и отмены судебных актов.
С учетом изложенного кассационная инстанция считает, что судебные акты по настоящему делу должны быть оставлены без изменения, а жалоба налогового органа - без удовлетворения.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части первой статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 27.11.03 и постановление апелляционной инстанции от 13.02.04 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-31461/03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И.Кочерова |
Л.Л.Никитушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 мая 2004 г. N А56-31461/03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника