Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 12 мая 2004 г. N А56-28615/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Абакумовой И.Д. и Кочеровой Л.И., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Барс" Борисова М.А. (доверенность от 03.03.2004), от Инспекции по Петроградскому району Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу Корнаухова М.В. (доверенность от 21.04.2004 N 14-05/8703),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции по Петроградскому району Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу на решение от 23.10.2003 (судья Семиглазов В.А.) и постановление апелляционной инстанции от 29.01.2004 (судьи Звонарева Ю.Н., Фокина Е.А., Шульга Л.А.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-28615/03,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Барс" (далее - ООО "Барс", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Инспекции по Петроградскому району Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу (далее - налоговая инспекция), выразившегося в непринятии решения о возмещении из бюджета путем возврата на расчетный счет Общества 77467 руб. налога на добавленную стоимость, уплаченного на таможне при ввозе импортированных товаров, по декларации по налогу на добавленную стоимость по операциям реализации товаров на внутреннем рынке за февраль 2003 года и ненаправлении такого решения для исполнения в орган казначейства.
В заявлении Общество указало на способ восстановления его прав и законных интересов, нарушенных обжалуемым бездействием налоговой инспекции: возложить на налоговый орган обязанность возвратить из бюджета 77467 руб. налога на добавленную стоимость в порядке, установленном статьей 176 НК РФ.
Решением суда первой инстанции от 23.10.2003 требования Общества удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 29.01.2004 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение и постановление судов, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, устанавливающих порядок применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость. По мнению налогового органа, Общество является недобросовестным налогоплательщиком, поскольку его действия, и действия его контрагентов направлены исключительно на возмещение налога на добавленную стоимость из бюджета, что подтверждается отсутствием у Общества интереса к получению прибыли от осуществляемой им деятельности: российские покупатели не оплачивают приобретенные у Общества товары, а оно, в свою очередь, не принимает мер ко взысканию задолженности. Налоговая инспекция усматривает бестоварный характер совершаемых Обществом сделок по реализации ввезенных импортных товаров - мясопродукции, поскольку Обществом не соблюдается установленный порядок и условия реализации этого вида товаров, а также отсутствует разрешительная документация на ее реализацию, выдаваемая органами госветнадзора.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы жалобы, а представитель Общества просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Проверив законность оспариваемых судебных актов, суд кассационной инстанции установил следующее.
ООО "Барс" 19.03.2003 представило в налоговую инспекцию налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость по операциям реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации (на внутреннем рынке) за февраль 2003 года. К декларации налогоплательщиком приложены документы, подтверждающие право на налоговые вычеты.
Согласно представленной декларации сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) составила 36819 руб., сумма налога, полученного от покупателей товаров - 3682 руб., сумма налоговых вычетов - 81149 руб., где 4074 руб. - сумма налога на добавленную стоимость, уплаченная поставщикам товаров (работ, услуг) и 77075 руб. - сумма налога, уплаченная на таможне при ввозе товаров на территорию Российской Федерации. Положительная разница между суммой налоговых вычетов и общей суммой налога на добавленную стоимость, исчисленного по операциям, признаваемым объектом налогообложения по декларации за февраль 2003 года составила 77467 руб.
По истечении 3-х месяцев, установленных пунктом 2 статьи 176 НК РФ для осуществления налоговым органом зачета суммы налога, предъявленной к возмещению из бюджета, на погашение обязанностей Общества по уплате налогов, пеней, недоимок и санкций, подлежащих зачислению в тот же бюджет (осуществления зачета), Общество направило 23.07.2003 в налоговую инспекцию заявление о возврате 77467 руб. на расчетный счет Общества.
Налоговым органом никакого решения по заявлению Общества не принято, поэтому Общество, считая бездействие налогового органа незаконным, обжаловало его в суде. В обоснование заявленных требований Общество указало на выполнение им условий, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает право налогоплательщика на применение налоговых вычетов и возмещение налога на добавленную стоимость. В частности, Обществом представлены в налоговый орган все необходимые документы: книги покупок и продаж, контракты об импорте, грузовые таможенные декларации, а также документы, свидетельствующие об уплате налога на добавленную стоимость на таможне при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации и принятии его к учету.
В отзыве на заявление Общества в суд налоговый орган сослался на отсутствие у ООО "Барс" права на возврат из бюджета предъявленных к возмещению из бюджета сумм налога на добавленную стоимость, ввиду недобросовестности заявителя как налогоплательщика. Общество отсутствует по адресу, указанному в заключенном с покупателем контракте, в грузовых таможенных декларациях, поручениях на погрузку товара; Общество и один из его покупателей - ООО "Бриг" - не осуществляют промпереработку ввезенных товаров, у них отсутствуют склады и производства по переработке этих товаров, сертификаты. Обществом не представлены налоговому органу документы на право приобретения, получения и хранения ввезенных товаров - импортного мяса и мясопродуктов, предусмотренные ветеринарно-санитарными правилами их использования и переработки.
Суды первой и апелляционной инстанций, рассмотрев материалы дела, согласились с доводами налогоплательщика, и, признав незаконным бездействие налогового органа, обязали налоговую инспекцию восстановить нарушенные права и законные интересы Общества путем возврата из бюджета 77467 руб. налога на добавленную стоимость в установленном статьей 176 НК РФ порядке.
Кассационная инстанция считает решение и постановление судов законным и обоснованным.
Согласно статье 171 НК РФ налогоплательщику предоставлено право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 кодекса по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 3 статьи 146 НК РФ, на установленные налоговые вычеты.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенном режиме выпуска для свободного обращения, в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, и товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Согласно статье 172 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, уплаченные - в рассматриваемом случае - при ввозе товаров (работ, услуг), после принятия на учет этих товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что Обществом соблюдены условия, предусмотренные статьями 171-173 НК РФ для реализации права на налоговые вычеты.
Других ограничений при предъявлении к вычету налога на добавленную стоимость в Налоговом кодексе Российской Федерации не содержится.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 16.10.2003 N 329-О, по смыслу положения, содержащегося в пункте 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности.
Следовательно, выводы налоговых органов о недобросовестности налогоплательщика при исполнении им налоговых обязанностей и реализации права на возмещение сумм налоговых вычетов, должны быть подтверждены доказательствами.
Между тем, утверждения налогового органа в кассационной жалобе о недобросовестности Общества как налогоплательщика, отклоняются кассационной инстанцией, как не подтвержденные в установленном порядке, то есть как бездоказательные.
Налоговым органом не приведено и правовое обоснование того, каким образом нарушения требований иных отраслей законодательства, в том числе регулирующих порядок ввоза и реализации импортных мясопродуктов, влияют на исполнение налоговых обязанностей налогоплательщика. Не указаны нормы налогового законодательства, устанавливающие последствия - для целей исчисления и уплаты налогов - нарушения такого порядка.
Более того, в рассматриваемом деле налоговый орган сам является нарушителем законодательства о налогах и сборах.
В пункте 1 статьи 176 НК РФ указано, что в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 2 пункта 1 статьи 146 НК РФ, то полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями статьи 176 НК РФ.
При этом пунктом 2 этой статьи установлено, что в истечение трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, подлежащая возмещению из бюджета сумма налога направляется на исполнение обязанностей налогоплательщика по уплате налогов и сборов, на уплату пени, погашение недоимки, сумм налоговых санкций, присужденных налогоплательщику, подлежащих зачислению в тот же бюджет.
По истечении трех календарных месяцев сумма, которая не была зачтена, подлежит возврату налогоплательщику по его письменному заявлению на основании решения налогового органа, которое подлежит направлению налоговым органом соответствующему органу федерального казначейства для исполнения. Возврат из бюджета суммы налога осуществляется органами федерального казначейства (пункт 3 статьи 176 НК РФ).
Материалами дела подтверждается, что налоговым органом не принято решение о возмещении или об отказе в возмещении предъявленного Обществом к вычету налога на добавленную стоимость по декларации по налогу на добавленную стоимость за февраль 2003 года.
Суды, оценив представленные Обществом в подтверждение права на налоговые вычеты документы, подтвердили их соответствие требованиям главы 21 НК РФ.
Согласно справке налоговой инспекции (л.д. 87) у Общества по состоянию на 23.10.2003 - дату вынесения судом первой инстанции решения - отсутствовала задолженность по уплате налогов и другим обязательным платежам.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что судами правомерно - в соответствии с подпунктом 3 пункта 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - возложена обязанность на налоговую инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем возврата спорной суммы из бюджета.
Нормы материального и процессуального права применены судами правильно, основания для удовлетворения кассационной жалобы налоговой инспекции отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287 (подпункт 1 пункта 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 23.10.2003 и постановление апелляционной инстанции от 29.01.2004 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-28615/03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции по Петроградскому району Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Г. Кузнецова |
И.Д. Абакумова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 мая 2004 г. N А56-28615/03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника