Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 24 мая 2004 г. N А13-8592/03-21
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Асмыковича А.В., Кирейковой Г.Г.,
при участии от ОАО "Северсталь" юрисконсульта Князевой Н.С. (доверенность от 20.05.2003 N 9-253Д),
рассмотрев 24.05.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Череповцу Вологодской области на решение от 11.12.2003 (судья Ковшикова О.С.) и постановление апелляционной инстанции от 11.02.2004 (судьи Потеева А.В., Богатырева В.А., Осокина Н.Н.) Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-8592/03-21,
установил:
Открытое акционерное общество "Северсталь" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительными решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Череповцу Вологодской области (далее - Инспекция) от 29.09.2003 N 17-15/127-156/143 и требования от 29.09.2003 N 17-15/252 в части предложения заявителю уплатить 1 885 872 руб. 16 коп. налога на прибыль, доначисленного по основаниям, изложенным в пункте 1.2.4 мотивировочной части решения налогового органа.
В судебном заседании Общество в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнило оспариваемую сумму налога на прибыль, которая составила 1 874 962 руб. 60 коп.
Решением суда от 11.12.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 11.02.2004, заявление Общества удовлетворено.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение и постановление судов и удовлетворить ее жалобу. Податель жалобы считает, что "Общество неправомерно отнесло на себестоимость продукции за II полугодие 2001 года и включило в состав расходов, уменьшающих сумму доходов от реализации за 2002 год, стоимость сувенирной продукции, выдаваемой ежемесячно получателям согласно актам списания с целью дальнейшего вручения представителям фирм в рекламных целях в общей сумме 7 222 941 руб. 64 коп".
По мнению налогового органа, стоимость приобретенной продукции подлежит отнесению на себестоимость 2001 года и на расходы 2002 года не в момент ее приобретения, а в момент ее передачи в производство (то есть получение рекламной продукции непосредственными потребителями) согласно пункту 1 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 N 552 (далее - Положение о составе затрат).
Для включения затрат на рекламу в состав расходов, уменьшающих сумму доходов от реализации, они должны отвечать общим критериям, предусмотренным пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и пунктом 1 Положения о составе затрат, а именно являться обоснованными, экономически оправданными, направленными на получение дохода и быть документально подтверждены.
Налоговый орган также считает неправомерным вывод судов о том, что действующим законодательством не предусмотрено, в какой конкретно форме налогоплательщик должен подтвердить факт распространения сувенирной продукции, поскольку согласно подпункту 1.4 пункта 1 "Организация учетной работы в целях налогообложения" раздела II "Учетная политика в целях налогообложения" Положения об учетной политике Общества на 2002 год первичные учетные документы, подтверждающие данные налогового учета, оформляются и подписываются в соответствии с требованиями Положения "О ведении бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации" и раздела I "Учетная политика для целей бухгалтерского учета" Положения об учетной политике.
По мнению Инспекции, документом, подтверждающим использование (распространение) в производственных целях сувенирной продукции, числящейся на счете 10 "Материалы", согласно пункту 94 Основных положений по учету материалов на предприятиях и стройках, утвержденных Министерством финансов СССР от 30.04.74 N 103, должны являться рапорты или отчеты о распространении материальных ценностей подотчетными лицами.
Не указание в актах списания сувенирной продукции содержания хозяйственной операции, а также основания совершения этой операции, зафиксированной в документах и подтверждающей фактическое распространение сувенирной продукции (отсутствие рапортов и отчетов подотчетных лиц, протоколов комиссии и т.д.), свидетельствует об отсутствии факта распространения сувенирной продукции подотчетными лицами, а следовательно, эта продукция не является рекламной.
Инспекция считает, что судом не установлен момент распространения сувенирной продукции ввиду отсутствия на актах списания дат, свидетельствующих о вручении сувениров, поэтому вывод суда о том, что сувенирная продукция стала рекламной в момент распространения, не соответствует действительности.
Таким образом, налоговый орган полагает, что сувенирная продукция, переданная подотчетным лицам и не распространенная ими, является безвозмездно полученным этими лицами имуществом и в силу пункта 16 статьи 270 НК РФ не учитывается в составе расходов при определении налогооблагаемой прибыли.
Инспекция о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, однако представитель в суд не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Инспекция провела выездную налоговую проверку соблюдения Обществом налогового законодательства за период с 02.07.2001 по 31.12.2002. По результатам проверки составлен акт от 01.09.2003 N 17-15/127-156 ДСП и принято решение от 29.09.2003 N 17-15/127-156/143 о привлечении Общества к налоговой ответственности, а также о доначислении налогов и пеней. На основании указанного решения Инспекция выставила налогоплательщику требование от 29.09.2003 N 17-15/252 об уплате в срок до 16.10.2003 начисленных по решению сумм налогов, пеней и штрафов.
Заявитель оспаривает пункт 1.2.4 решения налогового органа, в котором указано, что Общество неправомерно включило в себестоимость продукции за II полугодие 2001 года стоимость сувенирной продукции - 2 176 656 руб. 54 коп., а в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль за 2002 год, необоснованно включило стоимость сувенирной продукции - 5 046 282 руб. 10 коп., поскольку не представило документы, подтверждающие распространение сувенирной продукции подотчетными лицами в рекламных целях.
Суд кассационной инстанции считает решение и постановление судов законными и обоснованными и не находит оснований для удовлетворения жалобы инспекции.
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" объектом обложения налогом на прибыль является валовая прибыль предприятия, уменьшенная (увеличенная) в соответствии с положениями этой статьи.
Валовая прибыль представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (включая земельные участки), иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизов и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг).
В соответствии с подпунктом "у" пункта 2 Положения о составе затрат в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются затраты, связанные со сбытом продукции: упаковкой, хранением, транспортировкой до пункта, обусловленного договором, погрузкой в транспортные средства (кроме тех случаев, когда они возмещаются покупателями сверх цены на продукцию), оплатой услуг банков по осуществлению в соответствии с заключенными договорами торгово - комиссионных (факторинговых) и других аналогичных операций, рекламой, включая участие в выставках, ярмарках, стоимость образцов товаров, переданных в соответствии с контрактами, соглашениями и иными документами непосредственно покупателям или посредническим организациям бесплатно и не подлежащих возврату, и другие аналогичные затраты.
Для целей налогообложения расходы на рекламу включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) в пределах норм, утвержденных в установленном порядке.
Пунктом 12 Положения о составе затрат установлено, что затраты на производство продукции (работ, услуг) включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) того отчетного периода, к которому они относятся, независимо от времени оплаты - предварительной или последующей.
В силу пункта 1 статьи 247 НК РФ объектом обложения налогом на прибыль для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.
В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 253 НК РФ расходы, связанные с производством и реализацией, включают в себя прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией, к которым согласно подпункту 28 пункта 1 статьи 264 НК РФ относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений пункта 4 статьи 264 НК РФ.
Статьей 272 НК РФ определен порядок признания расходов при методе начисления, согласно которому расходы, принимаемые для целей налогообложения с учетом положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты.
Как усматривается из материалов дела, Общество в проверяемом периоде приобретало сувенирную продукцию с изображением своих товарных знаков, которую впоследствии передавало подотчетным лицам для распространения этой продукции в рекламных целях.
Размер произведенных Обществом затрат на приобретение сувенирной продукции, а также ее передача работникам заявителя - подотчетным лицам на основании заявок на получение этой продукции, подтверждаются материалами дела и налоговым органом не оспариваются.
Доводы жалобы налогового органа о том, что Общество не доказало факт распространения подотчетными лицами его сувенирной продукции определенными документами, а также и о том, что эта продукция не является рекламной, суд кассационной инстанции считает несостоятельными.
Согласно статье 2 Федерального закона от 18.07.95 N 108-ФЗ "О рекламе" рекламой считается распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.
Пунктом 2 Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 15.03.2000 N 26н "О нормах и нормативах на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующих размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения, и порядке их применения" установлено, что расходы на рекламу - это расходы организации по целенаправленному информационному воздействию на потребителя для продвижения продукции (работ, услуг) на рынках сбыта.
Из приведенных норм следует, что обязательным признаком рекламной информации является ее целевая направленность на реализацию товаров, идей и начинаний.
В данном случае сувенирная продукция Общества с изображением товарного знака заявителя (ручки, зажигалки, часы и др.) по своим признакам относится к рекламной продукции.
Факт распространения подотчетными лицами данной рекламной продукции подтверждается актами комиссии на списание сувенирной продукции, составляемыми ежемесячно после заслушивания отчетов работников. Отсутствие в этих актах конкретных наименований организаций, которым распространялась сувенирная продукция, также служит подтверждением того, что эта продукция является рекламной, поскольку предназначена для неопределенного круга лиц.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что суды сделали правильные выводы о подтверждении факта распространения Обществом рекламной продукции и об обоснованности произведенных затрат.
Таким образом, следует признать, что решение и постановление судов приняты с соблюдением норм материального и процессуального права и оснований для их отмены не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 11.12.2003 и постановление апелляционной инстанции от 11.02.2004 Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-8592/03-21 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Череповцу Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.А.Ломакин |
Г.Г.Кирейкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 мая 2004 г. N А13-8592/03-21
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника