Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 27 мая 2004 г. N А66-7477-03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Клириковой Т.В., Корабухиной Л.И.,
при участии от открытого акционерного общества "Бологовский мясокомбинат" юрисконсульта Степановой Ю.А. (доверенность от 01.10.2003),
рассмотрев 27.05.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Бологовский мясокомбинат" на решение Арбитражного суда Тверской области от 02.02.2004 по делу N А66-7477-03 (судья Орлова В.А.),
установил:
Открытое акционерное общество "Бологовский мясокомбинат" (далее - Общество, ОАО "Бологовский мясокомбинат") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным постановления Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Тверской области (далее - Инспекция) от 29.08.2003 N 109 о взыскании задолженности по уплате налога (сбора), страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и пеней за несвоевременную уплату налогов и взносов за счет имущества организации-налогоплательщика на общую сумму 8 756 735 руб. 56 коп.
В судебном заседании представитель Общества уточнил заявленные требования и просил признать недействительным постановление Инспекции от 29.08.2003 N 109 в части взыскания налогов (сборов), страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и пеней за несвоевременную уплату налогов и взносов за счет имущества организации-налогоплательщика в сумме 7 989 292 руб. 75 коп.
Решением суда первой инстанции от 02.02.2004 заявленные Обществом требования удовлетворены частично. Суд признал недействительным оспариваемое постановление Инспекции в части взыскания задолженности по уплате налогов (сбора), страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и пеней за несвоевременную уплату налогов и взносов за счет имущества организации-налогоплательщика в общей сумме 4 985 543 руб. 14 коп., в том числе 3 686 502 руб. 86 коп. налогов (сборов) и 1 299 040 руб. 28 коп. пеней. В удовлетворении остальной части заявленных требований Обществу отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ОАО "Бологовский мясокомбинат" просит отменить решение суда в части отказа в удовлетворении требований о признании недействительным постановления Инспекции в части взыскания задолженности по уплате налогов (сбора), страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и пеней за счет имущества организации-налогоплательщика в общей сумме 3 003 749 руб. 71 коп. По мнению подателя жалобы, требования Инспекции об уплате налога и обязательных платежей от 26.08.2002 N 311/1496з и от 01.02.2003 N 17/785з выставлены с нарушением положений статьи 46, 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), сроки взыскания задолженности следует исчислять с момента ее образования, то есть с 01.01.2001, а не с момента отмены налоговым органом решения о реструктуризации задолженности.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы.
Инспекция о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения суда от 02.02.2004 проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекция решениями от 09.04.2002 (без номера) и 12.09.2001 (без номера) предоставило Обществу право на реструктуризацию задолженности по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, налогам и пеням в общей сумме 3 096 300 руб.
В связи с невыполнением Обществом условий реструктуризации, Инспекция приняла решения от 29.07.2002 (без номера) и от 30.01.2003 (без номера) о прекращении реструктуризации.
Налоговый орган выставил Обществу требования об уплате налога и обязательных платежей и пеней, в том числе требования от 26.08.2002 N 311/1496з и от 01.02.2003 N 17/785з по задолженностям, в отношении которых предоставлялось право на реструктуризацию. Ни одно из выставленных требований не было исполнено налогоплательщиком.
В связи с отсутствием денежных средств на счете ОАО "Бологовский мясокомбинат", Инспекция приняла постановление от 29.08.2003 N 109 о взыскании задолженности за счет имущества организации-налогоплательщика.
Общество не согласилось с названным постановлением и обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции отказал ОАО "Бологовский мясокомбинат" в удовлетворении заявления о взыскании 3 003 749 руб. 71 коп. задолженности по требованиям от 26.08.2002 N 311/1496з и от 01.02.2003 N 17/785з, сославшись на то, что Инспекцией соблюдены все условия, предусмотренные положениями статьей 46, 47, 69, 70 НК РФ.
Кассационная инстанция считает, что решение суда в части отказа в удовлетворении требований о признании недействительным постановления Инспекции о взыскания задолженности по уплате налогов (сбора), страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и пеней за счет имущества организации-налогоплательщика в общей сумме 3 003 749 руб. 71 коп. подлежит отмене в связи с нарушением судом норм процессуального права.
В соответствии со статьей 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках.
Взыскание налога производится по решению налогового органа (далее - решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика или налогового агента.
Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика или налогового агента причитающейся к уплате суммы налога.
Согласно статье 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 46 НК РФ решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) в срок не позднее 5 дней после вынесения решения о взыскании необходимых денежных средств.
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента или отсутствии информации о счетах налогоплательщика и налогового агента налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента в соответствии со статьей 47 Кодекса.
Положениями статьи 47 НК РФ предусмотрено, что в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 Кодекса, налоговый орган вправе обратить взыскание налога (сбора) и пеней за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика-организации, налогового агента - организации в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 Кодекса.
В данном случае Обществу было предоставлено право на реструктуризацию задолженности по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, налогам и пеням, то есть были изменены сроки уплаты сумм задолженности в порядке, предусмотренном положениями главы 9 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 61 НК РФ изменением срока уплаты налога и сбора признается перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок. В случае, если обязанность налогоплательщика по уплате налогов и сборов изменилась после направления требования об уплате налога и сбора, налоговый орган обязан направить налогоплательщику уточненное требование (статья 71 НК РФ).
Таким образом, в соответствии с решениями Инспекции о предоставлении права на реструктуризацию, установленный для ОАО "Бологовский мясокомбинат" срок уплаты налогов и сборов был перенесен. Однако в связи с невыполнением Обществом условий реструктуризации, Инспекцией были вынесены решения от 29.07.2002 (без номера) и от 30.01.2003 (без номера) о ее прекращении, срок уплаты налогов, сборов и пеней, в отношении которых предоставлялось право на реструктуризацию, изменен, что повлекло изменений сроков уплаты ранее реструктурированной задолженности.
Решения N 1137 и N 260/385 о взыскании налога, сбора, сбора и пеней за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках вынесены налоговым органом 02.10.2002 и 21.03.2003 соответственно с соблюдением требований НК РФ.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что сроки взыскания задолженности, предусмотренные положениями статей 46, 47, 69, 70 НК РФ следует исчислять следует исчислять не с момента ее образования (то есть с 01.01.2001), а с момента отмены налоговым органом решения о реструктуризации задолженности, является обоснованным.
Однако судом не исследованы следующие существенные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора.
В кассационной жалобе Общество указывает на то, что требования от 26.08.2002 N 311/1496з и от 01.02.2003 N 17/785з не соответствуют требованиям статьи 69 НК РФ, а именно: в требованиях не указан срок наступления платежа, данные, позволяющие определить правильность расчета сумм предъявленный к взысканию пеней, а также период начисления пеней.
В соответствии с пунктом 4 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Формальные нарушения требований пункта 4 статьи 69 НК РФ не являются сами по себе основанием для признания судом недействительным требования налогового органа. Основываясь на том, что налогоплательщик должен исполнить обязанность по уплате налога, требование может быть признано недействительным, только если оно не соответствует действительной обязанности налогоплательщика по уплате налога или если нарушения его составления являются существенными.
В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 указано, что досудебное урегулирование спора о взыскании пеней по недоимкам состоит в указании налоговым органом в направленном налогоплательщику требовании размера недоимки, даты, с которой начинают начисляться пени, и ставки пеней.
В данном случае требования от 26.08.2002 и от 01.02.2003 предъявлено Обществу по 7 видам налогов и сборов, а также по пеням. При этом в нарушение названных норм Налогового кодекса Российской Федерации ни по одному из налогов и сборов не указаны основания возникновения задолженности, установленный законодательством о налогах и сборах срок наступления соответствующего платежа, что препятствует определению периода возникновения недоимки, а также отсутствуют сведения о ставке пеней. Согласно акту сверки расчетов сторон суммы задолженности по налогам и сборам совпадают, за исключением сумм пеней (том 1, листы дела 28-36). Оценку этим обстоятельствам, а также акту сверки от 11.08.2003 суд не дал.
Более того, согласно положениям статьи 71 НК РФ в случае, если обязанность налогоплательщика по уплате налогов и сборов изменилась после направления требования об уплате налога и сбора, налоговый орган обязан направить налогоплательщику уточненное требование. Налогоплательщик утверждает, что до принятия Инспекцией решений о реструктуризации задолженности требования об уплате налогов, сборов и пеней Обществу не выставлялись. Эти обстоятельства суда первой инстанции также не исследовал, что свидетельствует о несоблюдении положений подпунктов 1 и 2 пункта 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Предельный срок выставления требования об уплате налога и взыскания задолженности по налогам, сборам и пеням определяется по совокупности сроков, установленных статьями 70 и 46 НК РФ, а также статьей 48 НК РФ, подлежащей применению в отношении организаций в соответствии с пунктом 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.01 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации"
При новом рассмотрении суду необходимо проверить: выставлялись ли налоговым органом требования о взыскании задолженности в общей сумме 3 003 749 руб. 71 коп. (налогов, сборов и пеней) до принятия Инспекцией решений о реструктуризации задолженности; соответствует ли требования от 26.08.2002 N 311/1496з и от 01.02.2003 N 17/785з фактической обязанности налогоплательщика об уплате налогов, сборов и пеней и с учетом всех обстоятельств дела принять решение в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и подпунктом 3 пункта статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 02.02.2004 по делу N А66-7477-03 отменить в части отказа открытому акционерному обществу "Бологовский мясокомбинат" в удовлетворении требований о признании недействительным постановления Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Тверской области от 29.08.2003 N 109 о взыскании 3 003 749 руб. 71 коп. задолженности.
В этой части дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий |
А.В.Асмыкович |
Л.И.Корабухина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 мая 2004 г. N А66-7477-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника