Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 24 мая 2004 г. N А56-33193/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Клириковой Т.В., Кирейковой Г.Г.,
при участии от Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 5 по Санкт-Петербургу главного специалиста юридического отдела Хворостовской М.Ф. (доверенность от 10.03.2004 N 07-40/19), от ЗАО "Домостроительный комбинат "Блок" юриста Летягина Д.Б. (доверенность от 27.10.2003),
рассмотрев 24.05.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 5 по Санкт-Петербургу на решение от 03.11.2003 (судья Бурматова Г.Е.) и постановление апелляционной инстанции от 24.02.2004 (судьи Петренко Т.И., Звонарева Ю.Н., Фокина Е.А.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-33193/03,
установил:
Закрытое акционерное общество "Домостроительный комбинат "Блок" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 5 по Санкт-Петербургу (далее - инспекция) от 04.09.2003 N 13/2121 в части привлечения общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за непредставление сведений о доходах 5 физических лиц за 2000 год в виде наложения штрафа в сумме 250 руб.
Решением суда от 03.11.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 24.02.2004, заявление общества удовлетворено.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить принятые по делу судебные акты и отказать обществу в удовлетворении заявленного требования, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, инспекция провела выездную налоговую проверку соблюдения обществом налогового законодательства, в том числе представления сведений о доходах физических лиц за период с 01.01.2001 по 31.12.2002, о чем составлен акт от 06.08.2003 N 13-12/17.
При проверке установлено непредставление обществом в налоговую инспекцию сведений о доходах 5 физических лиц, которые приобрели квартиры по договорам купли-продажи с АОЗТ "Блок" (общество является правопреемником АОЗТ "Блок") и не состояли в трудовых отношениях с АОЗТ "Блок". По мнению инспекции, общество обязано представить сведения о доходах этих физических лиц, поскольку ими получен доход в натуральной форме в результате занижения рыночных цен на объекты недвижимости. Расчеты доходов физических лиц в натуральной форме сделаны на основании сведений представленных государственным учреждением "Городское управление инвентаризации и оценке недвижимости", и положений пункта 11 статьи 40 НК РФ.
По результатам проверки инспекция вынесла решение от 04.09.2003 N 13/2121 о привлечении общества к налоговой ответственности, в том числе по пункту 1 статьи 126 НК РФ за непредставление сведений о доходах 5 физических лиц за 2000 год в виде наложения штрафа в сумме 250 руб.
Общество оспорило решение инспекции в названной части в арбитражный суд.
Судебные инстанции правомерно удовлетворили требования заявителя и кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебных актов и удовлетворения жалобы инспекции.
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" от 07.12.91 N 1998-1 объектом налогообложения у физических лиц является совокупный доход, полученный в календарном году. Доходы, полученные в натуральной форме, учитываются в составе совокупного годового дохода по государственным регулируемым ценам, а при их отсутствии - по свободным (рыночным) ценам на дату получения дохода.
Законом Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" от 07.12.91 N 1998-1 для целей налогообложения определены только три вида материальной выгоды (подпункты "н", "ф" и "я.13" пункта 1 статьи 3).
Доход, полученный физическим лицом в виде разницы между рыночной ценой товара (в том числе квартир) и ценой, по которой указанный товар реализован физическому лицу организацией, не входит в перечень доходов, не подлежащих налогообложению.
При приобретении физическим лицом у организации товара по ценам ниже рыночных сризическое лицо получает натуральный доход в виде части товара, стоимость которой составляет разницу между рыночной ценой за указанный товар и ценой его приобретения физическим лицом.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 1 статьи 20 Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" от 07.12.91 N 1998-1 предприятия, учреждения, организации и физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей, являющиеся источниками дохода, обязаны своевременно и правильно исчислять, удерживать и вносить в бюджет суммы налогов с доходов физических лиц; своевременно представлять налоговым органам сведения о выплаченных ими физическим лицам доходах в порядке, предусмотренном названным Законом.
Статьей 21 Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" от 07.12.91 N 1998-1 предусмотрено, что при невозможности взыскания налога с физического лица у источника получения дохода предприятия, учреждения и организации обязаны в течение месяца сообщить о сумме задолженности налоговому органу по месту своего нахождения.
Согласно статье 230 НК РФ, действующей с 01.01.2001, налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, по форме, которая установлена Министерством Российской Федерации по налогам и сборам. Налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, утвержденной Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов (пункт 1 статьи 24 НК РФ).
Пунктом 3 статьи 24 НК РФ установлено, что налоговые агенты обязаны: в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика; представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.
В соответствии с пунктом 11 статьи 40 НК РФ при определении и признании рыночной цены товара, работы или услуги используются официальные источники информации о рыночных ценах на товары, работы или услуги и биржевых котировках.
Согласно пункту 3 статьи 40 НК РФ рыночная цена определяется с учетом положений, предусмотренных пунктами 4-11 названной статьи.
При определении рыночной цены инспекция руководствовалась положением пункта 11 статьи 40 НК РФ.
Вместе с тем инспекцией не учтены положения пунктов 4-10 статьи 40 НК РФ. При проведении проверки инспекция не исследовала вопрос, по каким причинам (обстоятельствам) 5 квартир были проданы физическим лицам по ценам указанным в договорах заключенных заявителем и физическими лицами, какие характеристики принимались во внимание при определении цены, ограничившись лишь полученными от государственного учреждения "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости" сведениями о рыночной стоимости 1 кв.м общей площади квартир на вторичном рынке.
Кроме того, государственное учреждение "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости" уполномочено вести мониторинг рынка недвижимости Санкт-Петербурга (осуществлять сбор и обработку информации) по распоряжению Комитета по управлению городским имуществом администрации Санкт-Петербурга от 08.01.2003 N 6-р. При этом инспекция не указывает, какая организация являлась в 2000 году официальным источником информации о рыночных ценах на товары, работы и услуги и в которую общество должно было обратиться за получением сведений о рыночных ценах.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Кассационная инстанция считает, что в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации инспекция не доказала правильность примененных ею рыночных цен, а следовательно, получение физическими лицами дохода в натуральной форме, обязанность общества представить сведения о полученном физическими лицами натуральном доходе за 2000 год и не доказала правомерность привлечения заявителя к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 126 НК РФ.
При указанных обстоятельствах судебные акты не подлежат отмене.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286 и 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 03.11.2003 и постановление апелляционной инстанции от 24.02.2004 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-33193/03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 5 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.А. Ломакин |
Г.Г. Кирейкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 мая 2004 г. N А56-33193/03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника