Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 24 мая 2004 г. N А44-3451/03-С15
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Малышевой Н.Н. и Никитушкиной Л.Л., при участии от Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Новгородской области Карпиной Е.В. (доверенность от 18.05.2004 N 2.1-101/3741),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 04.02.2004 по делу N А44-3451/03-С15 (судья Пестунов О.В.),
установил:
Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Новгородской области (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о взыскании с закрытого акционерного общества "Новгородский коммерческий банк "Славянбанк" (далее - ЗАО "НКБ "Славянбанк", Банк) 10 000 руб. штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 135 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением суда от 04.02.2004 во взыскании штрафа отказано. Суд посчитал, что у Банка отсутствует обязанность представлять истребованные налоговым органом документы.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда и удовлетворить заявленные налоговым органом требования, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права - статьи 87 и пункта 2 статьи 86 НК РФ, поскольку затребованные налоговым органом сведения и документы подпадают под понятие "справки банка по операциям и счетам организаций", за непредставление которых наступает ответственность, предусмотренная пунктом 1 статьи 135.1 НК РФ.
Банк о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, однако представители в суд не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, кассационная инстанция установила следующее.
Материалами дела подтверждается, что в связи с проведением налоговым органом предусмотренной пунктом 4 статьи 176 НК РФ обязательной камеральной проверки представленной одним из хозяйствующих субъектов - ЗАО "Лидер", не являющимся клиентом Банка - декларации по налогу на добавленную стоимость по экспортным операциям с документами, предусмотренными статьей 165 НК РФ, и необходимостью получения подтверждения фактов проведения Банком конкретных операций, связанных с расчетами за экспортированную продукцию при посредничестве налогоплательщика - ООО ПКФ "Новтехлес" - клиента Банка, налоговой инспекцией были направлены в Банк мотивированные запросы от 06.05.2003 N 2.7-31/2123, от 02.06.2003 N 2.7-31/2534 и от 01.07.20-3 N 2.7-31/2965. В этих запросах Банку предлагалось представить следующие сведения: межбанковские сообщения, подтверждающих поступление денежных средств от иностранных покупателей за товар ЗАО "Лидер" на счет его комиссионера - ООО ПКФ "Новтехлес" и иные расчетные документы, на основании которых совершена запись по счету последнего, а также подтверждение подлинности представленных в налоговый орган ЗАО "Лидер" выписок по лицевому счету ЗАО ППФ "Новтехлес" в "ЗАО "НКБ "Славянбанк" (прилагавшихся к запросам). Копии этих выписок ЗАО "Лидер" приложило к декларации по экспортным операциям в подтверждение поступления экспортной выручки от иностранного лица на счет комиссионера - ООО ПКФ "Новтехлес", открытый в ЗАО "Новгородский коммерческий банк "Славянбанк".
Банк письмами от 05.06.2003 N 08-41, от 31.07.2003 N 08-54 отказался представить запрошенные налоговым органом сведения, сославшись на то, что законодательством не предусмотрено представление банком каких-либо документов для проведения камеральной проверки, и что банк обязан представлять налоговым органам только справки, связанные с учетом налогоплательщиков.
В связи с непредставлением ЗАО "НКБ "Славянбанк" налоговому органу справок (сведений) о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков-клиентов банка, налоговая инспекция 16.08.2003 приняла решение N 159/1, которым привлекла Банк к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 135.1 НК РФ, в виде взыскания 10.000 руб. штрафа за непредставление банком по мотивированному запросу налогового органа справок по операциям и счетам организаций.
Требование, выставленное на уплату налоговых санкций в добровольном порядке, оставлено Банком без исполнения, поэтому налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании штрафа в принудительном порядке.
Суд, отказывая во взыскании штрафа, исходил из того, что к ответственности по пункту 1 статьи 135.1 НК Банк может быть привлечен только за непредставление по мотивированному запросу налогового органа справок по операциям и счетам организаций и граждан, а не любых сведений.
Кассационная инстанция считает такое решение суда ошибочным, а потому подлежащим отмене.
В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.03.91 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" налоговым органам предоставлено право получать от предприятий, учреждений, организаций (включая банки и иные финансово-кредитные учреждения), а также от граждан с их согласия справки, документы и копии с них, касающиеся хозяйственной деятельности налогоплательщика и необходимые для правильного налогообложения.
Пунктом 2 статьи 86 НК РФ предусмотрена обязанность банка по мотивированному запросу налогового органа выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Такая же обязанность кредитной организации установлена и в статье 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности".
В статье 87 НК РФ указано, что если при проведении камеральных или выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика, связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (встречная проверка).
При проведении налоговым органом предусмотренной пунктом 4 статьи 176 НК РФ обязательной камеральной проверки документов, перечисленных в пункте 1 статьи 165 НК РФ и приложенных ЗАО "Лидер" к декларации по экспортным операциям, установлено, что в подтверждение факта поступления выручки за реализованную на экспорт продукцию от иностранного покупателя ЗАО "Лидер" представило выписки ЗАО "НКБ "Славянбанк", которыми экспортер подтверждал факт зачисления валютной выручки от экспортных операций на счета его комиссионера - ООО ПКФ "Новтехлес" - клиента Банка, открытые в названном банке.
От подтверждения Банком фактов совершения названных операций; поступления денежных средств на счет комиссионера; перечисления средств на счет комиссионера денежных средств именно иностранным покупателем товаров ЗАО "Лидер", зависело право проверяемого налогоплательщика - ЗАО "Лидер" - на применение по налогу на добавленную стоимость налоговой ставки 0 процентов и на возмещение из бюджета налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам товаров (работ, услуг).
При таких обстоятельствах налоговый орган обоснованно усмотрел связь деятельности проверяемого налогоплательщика с Банком, куда зачислялись денежные средства за его товары, реализованные на экспорт.
Запросы налогового органа надлежащим образом мотивированы. Из запросов видно, какие именно сведения следует представить в налоговый орган, для какой цели и по каким основаниям.
Диспозиция пункта 1 статьи 135.1 НК РФ предусматривает ответственность банка за непредставление по мотивированному запросу налогового органа справок по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
Пунктами 1 (подпункта 2) и 2 (подпункт 3) статьи 165 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при реализации товаров на экспорт для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов в налоговые органы налогоплательщиком представляется ряд документов, в том числе выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица-покупателя указанного товара насчет налогоплательщикам в российском банке. Если же товары реализуются на экспорт через комиссионера, то представляется выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица-покупателя указанного товара на счет налогоплательщика или комиссионера в российском банке.
Поскольку выписка банка, предоставляемая по установленной форме, не содержит сведений, достаточных для подтверждения факта зачисления денежных средств по конкретной экспортной сделке и от конкретного иностранного покупателя - покупателя товаров по этой сделке, а также принимая во внимание установленную пунктом 4 статьи 176 НК РФ обязанность налогового органа проверить правильность сведений, указанных в представленных экспортером документах, налоговая инспекция может проверить соблюдение налогоплательщиком установленных в подпункте 2 пункта 1 и подпункте 3 пункта 2 статьи 165 НК РФ условий и достоверность данных в представленных документах только путем получения от банков сведений по операциям налогоплательщиков.
Запрашивая межбанковские сообщения, подтверждающие поступление денежных средств от иностранных покупателей за товар ЗАО "Лидер" на счет комиссионера - ООО ПКФ "Новтехлес" - и иные расчетные документов, на основании которых совершена запись по счету последнего, а также подтверждение подлинности выписок ЗАО "НКБ "Славянбанк" (прилагавшихся к запросам), налоговая инспекция тем самым запросила предусмотренные пунктом 3 статьи 7 Закона РФ "О налоговых органах Российской Федерации" и пунктом 2 статьи 86 и статьей 87 НК РФ справки по операциям и счетам организации, поскольку все запрошенные документы направлены на получение сведений об операциях Банка, связанных с организацией - налогоплательщиком (ООО ПКФ "Новтехлес") - клиентом Банка.
То есть цель указанного запроса - получить справку (информацию, сведения) об операциях организации-клиенте Банка (ООО ПКФ "Новтехлес"), связанных с деятельностью проверяемого налогоплательщика - ЗАО "Лидер". Причем справка по операциям и счетам налогоплательщика - это документ, содержащий информацию, основанную на данных первичных документов Банка.
Правильность вывода о том, что под понятием "справки по операциям и счетам организаций" понимается представление сведений о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков-клиентов банка подтверждается как положениями вышеприведенных норм, так и названием статьи 135.1 НК РФ: "Непредставление налоговым органам сведений о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков-клиентов банка".
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает не основанным на положениях законодательства о налогах и сборах подтверждение судом законности отказа Банка в исполнении мотивированных запросов налогового органа.
По мнению суда кассационной инстанции, налоговый орган правомерно направил запросы о представлении справок по операциям и счетам организации, являющейся комиссионером экспортера и клиентом Банка, и Банк обязан был их исполнить.
Неисполнение мотивированных запросов налогового органа повлекло законное и обоснованное вынесение решения о привлечении ЗАО "НКБ "Славянбанк" к ответственности по пункту 1 статьи 135.1 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 135.1 НК РФ непредставление банками по мотивированному запросу налогового органа справок по операциям и счетам организаций или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в установленный настоящим Кодексом срок влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.
Учитывая изложенное, решение суда подлежит отмене, а требование налогового органа о взыскании с Банка 10 000 руб. штрафа - удовлетворению.
Помимо штрафа с Банка подлежит взысканию в доход федерального бюджета 750 руб. госпошлины за рассмотрение дела в судах первой и кассационной инстанций.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286 и 287 (подпункт 2 пункта 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 04.02.2004 по делу N А44-3451/03-С15 отменить.
Взыскать с закрытого акционерного общества "Новгородский коммерческий банк "Славянбанк" 10 000 руб. штрафа в доход соответствующих бюджетов.
С него же взыскать в доход федерального бюджета 750 руб. госпошлины за рассмотрение дела в судах первой и кассационной инстанций.
Председательствующий |
Н.Г. Кузнецова |
Л.Л. Никитушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 мая 2004 г. N А44-3451/03-С15
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника