Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 31 мая 2004 г. N А13-10889/03-08
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Никитушкиной Л.Л., судей Шевченко А.В., Кузнецовой Н.Г.,
при участии от закрытого акционерного общества "Вологодское предприятие "Вторцветмет" Минакова А.А. (доверенность от 19.01.2004),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Вологде на решение от 23.01.2004 (судья Чельцова Н.С.) и постановление апелляционной инстанции от 03.03.2004 (судьи Богатырева В.А., Ковшикова О.С., Потеева А.В.) Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-10889/03-08,
установил:
Закрытое акционерное общество "Вологодское предприятие "Вторцветмет" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением (в уточненном варианте) о признании недействительными решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Вологде (далее - Инспекция) от 25.11.2003 N 217 и требования от 24.11.2003 N 95/2 в части 89 175 руб. 60 коп. пеней, начисленных на сумму подоходного налога с физических лиц, неудержанного и неперечисленного в бюджет.
Решением суда от 23.01.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 03.03.2004, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении заявления.
Инспекция о времени и месте слушания дела надлежаще извещена, представители в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела выездную налоговую проверку правильности исчисления, удержания, полноты и своевременности перечисления в бюджет налога на доходы с физических лиц Обществом за период с 01.01.2000 по 01.10.2003. По результатам проверки составлен акт от 05.11.2003 и принято решение от 25.11.2003 N 217 о привлечении Общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126, пункту 1 статьи 122 и по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Решением начислено к уплате 89307,83 руб. пеней за неудержание и неперечисление подоходного налога (налога на доходы физических лиц).
В силу пункта 1 статьи 24 Кодекса налоговыми агентами являются лица, на которых налоговым законодательством возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов. Налогоплательщиками же являются организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать налоги (статья 19 Кодекса).
Из пункта 1 статьи 45 Кодекса следует, что налогоплательщик должен самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Основания, по которым налогоплательщик признается исполнившим обязанность по уплате налога, перечислены в пункте 2 этой статьи Кодекса.
Если обязанность по исчислению и удержанию налога возложена на налогового агента, то обязанность налогоплательщика по уплате налога считается выполненной с момента удержания налога налоговым агентом (абзац третий пункта 2 статьи 45 Кодекса). До момента удержания налоговым агентом суммы налога обязанность по его уплате лежит на налогоплательщике. Таким образом, в случае неисчисления и неудержания налога, подлежащего удержанию и перечислению в бюджет налоговым агентом, обязанность налогоплательщика по уплате налога считается неисполненной, то есть именно он является должником перед бюджетом.
Согласно пункту 1 статьи 75 Кодекса пеней признается установленная названной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов или сборов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В данном случае Инспекция указывает на наличие у налогового агента обязанности по уплате пеней в связи с неудержанием налога на доходы, выплаченные налогоплательщику. Вместе с тем налоговый орган не учитывает, что согласно пункту 4 статьи 24 Кодекса налоговые агенты перечисляют в порядке, предусмотренном Кодексом для уплаты налога налогоплательщиком, только удержанные налоги. Следовательно, лишь в случае удержания суммы налога налоговым агентом он становится обязанным лицом по перечислению (уплате) в бюджет этой суммы и уплате пеней, установленных статьей 75 Кодекса.
Таким образом, нормы Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующие порядок уплаты налогов, установленный для налогоплательщиков, применяются к налоговым агентам только в отношении удержанных с налогоплательщиков сумм налогов, а следовательно, неправомерно начисление пеней на суммы неудержанных налогов.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает судебные акты законными и обоснованными, а жалобу Инспекции - не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьей 286, подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 23.01.2004 и постановление апелляционной инстанции от 03.03.2004 Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-10889/03-08 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Вологде - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Л.Никитушкина |
Н.Г.Кузнецова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 31 мая 2004 г. N А13-10889/03-08
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника