Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 31 мая 2004 г. N А13-379/04-23
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Никитушкиной Л.Л., судей Шевченко А.В., Кузнецовой Н.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 05.02.2004 по делу N А13-379/04-23 (судья Логинова О.П.),
установил:
Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по Вологодской области (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Комитету самоуправления Еремеевского сельского совета (далее - комитет) о взыскании 1 000 рублей штрафа по пункту 1 статьи 129-1 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 05.02.2004 в удовлетворении заявления отказано. Суд не установил нарушения сроков направления налоговой инспекции сообщения о регистрации физического лица.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда и удовлетворить заявление, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией на основании проверки сведений о регистрации физического лица по месту жительства принято решение от 10.10.2003 N 5 о привлечении комитета к налоговой ответственности за налоговое правонарушение по пункту 1 статьи 129-1 Налогового кодекса Российской Федерации.
Поскольку в указанный в требовании срок штраф в добровольном порядке уплачен не был, налоговая инспекция обратилась с заявлением в арбитражный суд о его взыскании.
Суд отказал налоговой инспекции в удовлетворении заявления, и кассационная инстанция не находит правовых оснований для удовлетворения жалобы налогового органа.
В соответствии с пунктом 3 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие регистрацию физических лиц по месту жительства, обязаны сообщать о фактах регистрации физических лиц в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации указанных лиц.
Ответственность за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с названным кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 кодекса, установлена в пункте 1 статьи 129-1 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в размере 1 000 рублей.
Таким образом, Налоговым кодексом Российской Федерации установлена как обязанность определенных законодательством лиц сообщать налоговому органу в 10-дневный срок о факте регистрации физического лица по месту жительства, так и ответственность за ее неисполнение.
Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25.06.93 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон N 5242-1) граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
В соответствии со статьей 6 Закона N 5242-1 гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. При этом предъявляются:
- паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина;
- документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ), или его надлежаще заверенная копия.
Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов на регистрацию.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что гражданка Евграфова Т.Д., сведения о регистрации которой не были поданы комитетом в установленный законом срок в налоговый орган, была ранее зарегистрирована по тому же адресу вместе с родителями как не достигшая 14-летнего возраста. Регистрация ее произведена в связи с получением российского паспорта. В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанций отсутствуют основания для переоценки данного вывода.
Статьей 28 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713 (далее - Правила), установлено, что регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с родителями (усыновителями, опекунами), осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей (усыновителей), или документов, подтверждающих установление опеки, и свидетельства о рождении этих несовершеннолетних путем внесения сведений о них в домовые (поквартирные) книги или алфавитные карточки родителей (усыновителей, опекунов).
Регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 16 лет осуществляется на основании свидетельства о рождении с выдачей свидетельства о регистрации по месту жительства.
Пунктом 5 Правил установлено, что документами, удостоверяющими личность граждан Российской Федерации, необходимыми для осуществления регистрационного учета для лиц, не достигших 14-летнего возраста, является свидетельство о рождении.
Следовательно, вывод суда о несовершении комитетом налогового правонарушения, указанного в решении налоговой инспекции от 10.10.2003 N 5, кассационная инстанция считает законным и обоснованным.
Учитывая изложенное, суд правомерно отказал налоговой инспекции во взыскании штрафа, в связи с чем принятый судебный акт отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 286, 287 (подпункт 1 пункта 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 05.02.2004 по делу N А13-379/04-23 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Л.Никитушкина |
Н.Г.Кузнецова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 31 мая 2004 г. N А13-379/04-23
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника