Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 27 мая 2004 г. N А05-13512/03-11
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Кирейковой Г.Г., Корабухиной Л.И.,
рассмотрев 27.05.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Абакумовой Александры Сергеевны на решение Арбитражного суда Архангельской области от 28.01.2004 (судья Шадрина Е.Н.) по делу N А05-13512/03-11,
установил:
Индивидуальный предприниматель Абакумова Александра Сергеевна обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительными действий должностных лиц Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску (далее - Инспекция) по привлечению Абакумовой А.С. к налоговой ответственности.
В судебном заседании представитель заявителя уточнил заявленные требования и просил признать незаконным требование Инспекции от 30.10.2003 N 29-08/41619 о предоставлении документов.
Решением суда первой инстанции от 28.01.2004 в удовлетворении заявленных требований предпринимателю отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе предприниматель просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, налоговый орган, в нарушение статей 23 и 88 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), при проведении камеральной проверки фактически истребовал документы представляемые при выездной налоговой проверке.
Стороны о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, Абакумова А.С. представила в налоговый орган декларацию по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за III-й квартал 2003 года, указав к возмещению из бюджета 209 268 руб. НДС.
При проведении камеральной проверки соблюдения предпринимателем налогового законодательства, Инспекция запросила следующие документы: книгу учета доходов и расходов за 2003 год, книгу продаж, книгу покупок, договоры купли-продажи, счета-фактуры, полученные за 2003 год, платежные поручения об оплате товаров, счета-фактуры, выставленные за 2003 год.
В связи с отказом Абакумовой А.С. представить запрашиваемые документы Инспекция направила ей письмо от 19.11.2003 N 29-08/44459, разъяснив заявителю, что отказ налогоплательщика от предоставления запрашиваемый документов признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную статьей 126 НК РФ.
Посчитав действия налогового органа незаконными, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением.
Кассационная инстанция считает решение суда законным и обоснованным.
Согласно подпунктам 4 и 5 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" и документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов в случаях, предусмотренных Кодексом.
В соответствии со статьей 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.
При проведении камеральной или выездной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
Согласно статье 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы.
Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок.
Документы представляются в виде заверенных должным образом копий.
Отказ налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную статьей 126 НК РФ.
Таким образом, исходя из положения статей 80 и 88 НК РФ, задачей камеральной налоговой проверки является проверка правильности исчисления налогоплательщиком налоговой базы и суммы налога на основе декларации и документов, представленных налогоплательщиком в подтверждение тех или иных положений декларации, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налоговых органов. Требование налогового органа о представлении документов распространяется как на камеральные, так и выездные налоговые проверки, поскольку положения статьи 93 НК РФ не содержат каких-либо исключений из этого правила.
Предусмотренное частью четвертой статьи 88 и статьей 93 НК РФ право должностного лица налогового органа истребовать у налогоплательщика дополнительные документы в рамках осуществления камеральной проверки обусловлено необходимостью подтверждения положений налоговой декларации, принятии соответствующих расходов, вычетов, льгот в целях уменьшения налоговой базы и возмещении налога из бюджета.
В данном случае Инспекция при проведении камеральной проверки правомерно запрашивала документы, необходимые для подтверждения заявленных предпринимателем к возмещению из бюджета 209 268 руб. НДС.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены судебного акта нет.
Предпринимателем излишне уплачено 490 руб. госпошлины при подаче кассационной жалобы, в связи с чем в силу положений статьей 104 и 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации излишне уплаченная госпошлина подлежит возврату. Судебные расходы по оплате госпошлины в сумме 10 руб. за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции остаются на ее подателе.
Руководствуясь статьями 286 и 287 (подпункт 1 пункта 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 28.01.2004 по делу N А05-13512/03-11 оставить без изменения, а кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Абакумовой Александры Сергеевны - без удовлетворения. Возвратить индивидуальному предпринимателю Абакумовой Александре Сергеевне из федерального бюджета Российской Федерации 490 руб. излишне уплаченной госпошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Председательствующий |
А.В. Асмыкович |
Л.И. Корабухина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 мая 2004 г. N А05-13512/03-11
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника