Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 28 мая 2004 г. N А56-37340/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Абакумовой И.Д., Шевченко А.В., при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Гатчинскому району Ленинградской области Викулина Н.Д. (доверенность от 05.01.2004 N 03-04/15), от закрытого акционерного общества "Сервис Рок" Креминя С.В. (доверенность от 27.11.2003), рассмотрев 25.05.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Гатчинскому району Ленинградской области на решение от 18.12.2003 (судья Галкина Т.В.) и постановление апелляционной инстанции от 28.02.2004 (судьи Бойко А.Е., Слобожанина В.Б., Хайруллина Х.Х.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-37340/03,
установил:
Закрытое акционерное общество "Сервис Рок" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Гатчинскому району Ленинградской области (далее - налоговая инспекция) от 17.07.2003 N 13-07-3/9523.
Решением суда от 18.12.2003 требования Общества удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 28.02.2004 решение от 18.12.2003 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение и постановление судов и отказать в удовлетворении требований заявителя полностью, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, налоговой инспекцией проведена выездная проверка соблюдения Обществом налогового законодательства за период с 15.11.2000 по 31.12.2002, о чем составлен акт от 08.07.2003 N 87.
В ходе проверки налоговая инспекция установила, что Общество осуществляло на территории муниципального образования "Гатчинский район" Ленинградской области (далее - МО "Гатчинский район") оптовую торговлю и в нарушение решения Совета депутатов МО "Гатчинский район" от 01.10.2001 N 50 не уплачивало в марте - июле и сентябре 2001, а также в апреле и ноябре 2002 года сбор за право торговли.
На основании материалов проверки и представленных Обществом возражений налоговой инспекцией вынесено решение от 17.07.2003 N 13-07-3/9523 о доначислении заявителю 10 333 руб. сбора за право торговли и начислении 5 172 руб. пеней.
Общество оспорило решение налогового органа в арбитражный суд.
Согласно материалам дела Общество, зарегистрированное в поселке Тайцы Гатчинского района Ленинградской области как юридическое лицо, в проверяемый период осуществляло оптовую торговлю.
В силу статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" сбор за право торговли относится к местным налогам и устанавливается местными органами представительной власти.
Сбор за право торговли введен на территории Гатчинского района нормативным правовым актом - решением Совета депутатов МО "Гатчинский район" от 01.10.2001 N 50 об утверждении Положения о сборе за право торговли (далее - Положение N 50).
Согласно пункту 2.1 Положения N 50 плательщиками сбора за право торговли являются юридические и физические лица, предприятия и организации всех организационно-правовых форм собственности, их филиалы и представительства, включая предприятия с иностранными инвестициями и состоящие на учете в налоговых органах в Гатчинском районе, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации. Сбор за право торговли перечисляется по безналичному расчету через банк или сберкассу на счет администрации МО "Гатчинский район". Уплата сбора за право торговли производится ежеквартально или ежемесячно (возможна разовая оплата), о чем делается отметка в разрешении на право торговли (пункт 5.1). Для лиц осуществляющих оптовая торговля в Положении N 50 определены следующие ставки:
- "для юридических лиц - 170 МРОТ в год";
- "для физических лиц - 200 МРОТ в год".
Следовательно, сбор за право торговли уплачивается при соблюдении в совокупности двух обязательных условий: реализации товаров (торговля) и осуществление торговли на территории Гатчинского района.
Ссылка суда первой инстанции на отсутствие у заявителя прибыли как необходимого условия для уплаты сбора за право торговли и критерия отнесения общества к числу плательщиков сбора является несостоятельной. Данное условие указано в Примерных положениях (рекомендациях) по отдельным видам местных налогов и сборов, утвержденными совместно письмом Министерства финансов России от 04.06.92 N 04-5-20, письмом Госналогслужбы России от 04.06.92 N ИЛ-6-04/176, и соотносится с нормами Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 N 552, о возможности уменьшения базы, облагаемой налогом на прибыль, на суммы обязательных платежей и налогов.
Таким образом, выводы судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии у Общества обязанности по уплате местного налога в связи с отсутствием источника покрытия расходов по его уплате является незаконным и судебные акты в части признания неправомерным доначисления 2 833 руб. сбора за право торговли за 2002 году подлежат отмене.
Оснований для отмены судебных актов в остальной части не имеется.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
Федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Положение о сборе за право торговли, утвержденное решением Совета депутатов МО "Гатчинский район" от 24.12.97 N 58, утратило силу на основании пункта 1 решения названного представительного органа от 01.03.2000 N 194, а решение от 01.10.2001 N 50 вступило в силу с 01.01.2002.
В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и пунктом 1 статьи 17 НК РФ существенными элементами налогообложения, подлежащими определению при установлении и введении налога, являются налоговый период и налоговая база.
Таким образом, суд сделал правомерный вывод об отсутствии оснований для начисления и уплаты сбора за право торговли на территории Гатчинского района Ленинградской области в 2001 году, поскольку кроме ставки налога ни один из осуществленных элементов налогообложения не был установлен.
Согласно пункту 1 статьи 55 НК РФ под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.
Согласно Положению N 50, принятому в период действия Налогового кодекса Российской Федерации, налоговым периодом для указанного сбора является год; налоговой базой - осуществление оптовой торговли; налоговой ставкой для юридических лиц - 70 минимальных размеров оплаты труда в год. Уплата сбора его плательщиками производится ежемесячно или ежеквартально. При этом как следует из Положения N 50 порядок уплаты указывается в разрешение на право торговли, в тоже время пунктом 5.2 Положения N 50 предусмотрена необоходимость уплаты сбора до получения названного разрешения.
С учетом этого обстоятельства, а также то, что Положением N 50 установлен разный порядок уплаты налога, следует признать правильным вывод судов обеих инстанций о наличии в названном Положении неустранимых сомнений, противоречий и неясностей подлежащих в силу пункта 7 статьи 3 НК РФ толкованию в пользу налогоплательщика, а следовательно, и о незаконности оспариваемого решения в части требования о взыскании с Общества пеней за несвоевременное внесение сбора за право торговли.
В связи с частичным удовлетворением жалобы в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с Общества подлежит взысканию 250 руб. госпошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции и по 125 руб. в судах апелляционной и кассационной инстанций.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286 и 287 (подпункт 2 пункта 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 18.12.2003 и постановление апелляционной инстанции от 28.02.2004 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-37340/03 отменить частично.
Отказать закрытому акционерному обществу "Сервис Рок" в признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Гатчинскому району Ленинградской области от 17.07.2003 N 13-07-3/9523 о доначислении 2 833 руб. сбора за право торговли за 2002 год.
Взыскать с закрытого акционерного общества "Сервис Рок" в доход федерального бюджета 500 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Председательствующий |
В.В. Дмитриев |
А.В. Шевченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 мая 2004 г. N А56-37340/03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника