Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 24 мая 2004 г. N А56-37400/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирейковой Г.Г., судей Клириковой Т.В. и Троицкой Н.В., при участии от Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Санкт-Петербургу Христолюбовой С.А. (доверенность от 17.10.03 N 03-09/9822), от закрытого акционерного общества "Страховое общество "Прогресс-Нева" Вечхайзер О.С. (доверенность от 26.04.04 N 210),
рассмотрев 18.05.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Санкт-Петербургу на решение от 03.12.03 (судья Захаров В.В.) и постановление апелляционной инстанции от 09.02.04 (судьи Шульга Л.А., Петренко Т.И., Фокина Е.А.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-37400/03,
установил:
Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с закрытого акционерного общества "Страховое общество "Прогресс-Нева" (далее - Общество) 23 760 руб. штрафа на основании пункта 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за несвоевременное представление расчета (декларации) по налогу на операции с ценными бумагами.
Решением суда от 03.12.03, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 09.02.04, Инспекции отказано в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судебными инстанциями норм материального права, просит отменить решение от 03.12.03 и постановление апелляционной инстанции от 09.02.04 и взыскать с Общества штраф. По мнению подателя жалобы, налогоплательщик нарушил трехдневный срок представления расчета (декларации) по налогу на операции с ценными бумагами, установленный статьей 5 Федерального Закона от 12.12.91 N 2023-1 "О налоге на операции с ценными бумагами" (далее - Закон N 2023-1), поскольку уплата Обществом налога на операции с ценными бумагами произведена 28.04.03, а расчет представлен 10.07.03.
В отзыве Общество, ссылаясь на несостоятельность доводов жалобы, просит оставить судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы, а представитель Общества - доводы отзыва.
Законность решения от 03.12.03 и постановления апелляционной инстанции от 09.02.04 проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как усматривается из материалов дела, Общество 10.07.03 представило в налоговый орган расчет (декларацию) по налогу на операции с ценными бумагами.
Инспекция при проведении мероприятий налогового контроля установила нарушение налогоплательщиком срока представления названного расчета, о чем составила акт от 05.08.03 N 36.
Решением от 16.09.03 N 10-33/375 налоговый орган привлек Общество к ответственности в виде взыскания 23 760 руб. штрафа на основании пункта 1 статьи 119 НК РФ. В пункте 2 названного решения Инспекция предложила налогоплательщику уплатить штраф в пятидневный срок.
В связи с неуплатой Обществом штрафных санкций в добровольном порядке Инспекция обратилась с заявлением в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что обязанность по уплате налога на операции с ценными бумагами возникла у Общества в день сдачи документов на государственную регистрацию эмиссии (08.07.03), а следовательно, расчет (декларация) по налогу на операции с ценными бумагами должен быть представлен налогоплательщиком в Инспекцию не позднее 11.07.03. Поскольку Общество 10.07.03 направило в налоговый орган названный расчет, основания для привлечения налогоплательщика к ответственности по пункту 1 статьи 119 НК РФ отсутствуют.
Кассационная инстанция считает правомерным такой вывод судебных инстанций.
В соответствии со статьей 1 Закона N 2023-1 плательщиками налога на операции с ценными бумагами являются юридические лица - эмитенты ценных бумаг.
Статьей 2 названного Закона объектом налогообложения является номинальная стоимость выпуска ценных бумаг.
Согласно пункту 2 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.
Из статьи 5 Закона N 2023-1 следует, что сумма налога уплачивается плательщиком одновременно с представлением документов на регистрацию эмиссии и перечисляется в соответствующий бюджет. В течение трех рабочих дней со дня уплаты налога плательщик представляет в соответствующий налоговый орган расчет (декларацию) суммы налога с указанием общего объема выпуска ценных бумаг.
Из материалов дела следует, что согласно платежному поручению от 28.04.03 N 1544 Общество досрочно перечислило в федеральный бюджет 168 000 руб. налога на операции с ценными бумагами. Документы для государственной регистрации эмиссии ценных бумаг налогоплательщик подал 08.07.03, а расчет (декларацию) по налогу на операции с ценными бумагами представил в налоговый орган 10.07.03.
Как правильно указали суды первой и апелляционной инстанций, право Общества досрочно исполнить обязанность по уплате налога следует из части второй пункта 1 статьи 45 НК РФ. Поскольку статьей 5 Закона N 2023-1 срок представления декларации связывается с моментом уплаты налога на операции с ценными бумагами, установленным законодательством, то исчислять этот срок следует со дня представления документов на государственную регистрацию эмиссии ценных бумаг. Общество в срок исполнило эту обязанность, в связи с чем у Инспекции отсутствовали основания для привлечения его к налоговой ответственности.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 119 НК РФ непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в пункте 2 названной статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб.
В силу пункта 1 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.
Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика на бланке установленной формы (пункт 2 статьи 80 НК РФ).
В совместном письме Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации, Государственной налоговой службы России, Министерства финансов России от 12.04.96 N ДВ-2040, N 05-02-03, N 04-07-06 указано, что расчет налога на операции с ценными бумагами представляется в налоговый орган в произвольной форме.
В данном случае следует учитывать положения статьи 80 НК РФ, согласно которым налоговая декларация представляется в определенные законодательством о налогах и сборах сроки на бланке установленной формы. Законом N 2023-1 и Налоговым кодексом Российской Федерации не установлена форма расчета. Такая форма утверждена только 13.08.03 (приказ Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 13.08.03 N БГ-3-24/453). В связи с этим отсутствуют основания для признания декларацией расчет, представленный Обществом в налоговый орган.
В силу пункта 1 статьи 108 НК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Кодексом. Расширение в процессе правоприменительной практики сферы действия норм о налоговой ответственности недопустимо, в связи с чем основания для привлечения налогоплательщика к ответственности за несвоевременное представление расчета (декларации) по налогу на операции с ценными бумагами отсутствуют.
Таким образом, кассационная инстанция считает решение от 03.12.03 и постановление апелляционной инстанции от 09.02.04 законными и обоснованными, а жалобу Инспекции - не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 03.12.03 и постановление апелляционной инстанции от 09.02.04 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-37400/03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.Г.Кирейкова |
Т.В.Клирикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 мая 2004 г. N А56-37400/03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника