Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 25 мая 2004 г. N А44-3825/03-С9
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирейковой Г.Г., судей Клириковой Т.В. и Троицкой Н.В., при участии от Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Новгородской области Баевой Ю.А. (доверенность от 09.03.04 N 023/6308),
рассмотрев 18.05.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 23.01.04 по делу N А44-3825/03-С9 (судья Куропова Л.А.),
установил:
Новгородское областное потребительское общество "Облспотребсоюз" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Новгородской области (далее - Инспекция), выражающегося в непринятии решения о возврате налогоплательщику 130 566 руб. 90 коп. излишне уплаченного за 2000-2002 годы налога с владельцев транспортных средств, обязании налогового органа возвратить 119 621 руб. 50 коп. этого налога и зачесть 10 945 руб. 40 коп. (с учетом уточнения заявленных требований - лист дела 59).
Решением суда от 23.01.04 заявленные Обществом требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить решение от 23.01.04 в части удовлетворения требований Общества о возврате 39 051 руб. 65 коп. налога с владельцев транспортных средств, уплаченного до 10.04.02, и принять новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, определением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.04.02 N 104-О не предусмотрен иной порядок вступления этого определения в силу и особенности его исполнения, а следовательно, действует общий порядок, установленный статьей 79 Федерального конституционного закона от 21.07.94 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации". Согласно названной норме решение Конституционного Суда Российской Федерации, в том числе принимаемое в форме определения, вступает в силу немедленно после его провозглашения. Таким образом, только с момента вступления в силу определения Конституционного Суда Российской Федерации от 10.04.02 N 104-О признанные неконституционными положения Закона Российской Федерации от 18.10.91 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" (далее - Закон "О фондах") и основанные на них положения Областного закона Новгородской области от 09.12.2000 N 156-ОЗ "О ставках налога с владельцев транспортных средств" (далее - Закон Новгородской области) не могут применяться и реализовываться каким-либо иным способом.
В судебном заседании представитель Инспекции дополнил жалобу и просил отменить решение от 23.01.04 в части обязания ответчика зачесть 10 945 руб. 40 коп. излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей. По мнению Инспекции, у суда отсутствовали основания для принятия такого решения, поскольку налогоплательщик не обращался в налоговый орган с заявлением о зачете.
Общество о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения суда проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество 31.07.03 направило налоговому органу по месту нахождения филиала "Боровичское автотранспортное предприятие" измененные декларации по налогу с владельцев транспортных средств за 2000-2002 годы, согласно которым налогоплательщик излишне перечислил 130 566 руб. 90 коп. этого налога. В заявлении от 31.07.03 N 246 Общество просило Инспекцию возвратить названную сумму на его расчетный счет.
Инспекция письмом от 09.10.03 N 10-04/17959 сообщила Обществу, что решение о возврате названной суммы налога будет принято после получения ответа из Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Новгородской области на запрос о разъяснении порядка возврата излишне уплаченных сумм налога с владельцев транспортных средств.
Общество не согласилось с бездействием Инспекции и обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные Обществом требования, указал на то, что с момента принятия Конституционным Судом Российской Федерации постановлений от 08.10.97, от 11.11.97 и от 30.01.01 положения пункта 5 статьи 6 Закона "О фондах", предусматривающие возможность установления законами субъектов Российской Федерации повышенных ставок налога с владельцев транспортных средств относительно ставок, определенных в названном Законе, а также положения Закона Новгородской области об установлении повышенных ставок не подлежат применению.
Кассационная инстанция считает этот вывод суда правильным.
В пункте 1 статьи 6 Закона "О фондах" установлены ставки (размеры) налога с владельцев транспортных средств.
При этом согласно пункту 5 названной статьи увеличение ставок налога относительно ставок, указанных в этой статье, связанное с изменением уровня цен и заработной платы, или полное освобождение отдельных категорий граждан, предприятий, организаций и учреждений от уплаты налога осуществляется законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 1 Закона Новгородской области установлены повышенные ставки налога относительно ставок, указанных в пункте 1 статьи 6 Закона "О фондах".
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 10.04.02 N 104-О признал, что положение пункта 5 статьи 6 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" о возможности установления законами субъектов Российской Федерации ставок налога с владельцев транспортных средств, превышающих установленные Законом Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации", утрачивает силу и не подлежит применению как аналогичное положениям, признанным неконституционными в сохраняющих свою силу постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 08.10.97, от 11.11.97 и от 30 01.01.
Согласно статье 87 (часть 2) Федерального конституционного закона от 21.07.94 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" признание нормативного акта или договора либо отдельных их положений не соответствующими Конституции Российской Федерации является основанием для отмены в установленном порядке положений других нормативных актов, основанных на нормативном акте или договоре, признанном неконституционным, либо воспроизводящих его или содержащих такие же положения, какие были предметом обращения. Положения этих нормативных актов и договоров не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами.
Следовательно, с момента принятия Конституционным Судом Российской Федерации постановлений от 08.10.97, от 11.11.97 и от 30.01.01 положения Закона "О фондах" относительно возможности установления законами субъектов Российской Федерации ставок налога с владельцев транспортных средств, превышающих определенные названным законом, а также положения Закона Новгородской области об установлении повышенных ставок не могут применяться судами и налоговыми органами.
Поэтому кассационная инстанция считает несостоятельным довод Инспекции о том, что названные положения Закона "О фондах" не подлежат применению с 10.04.02, то есть с момента принятия Конституционным Судом Российской Федерации определения от 10.04.02 N 104-О.
Таким образом, решение суда в части обязания ответчика возвратить Обществу 119 621 руб. 50 коп. налога с владельцев транспортных средств принято с соблюдением норм материального и процессуального права.
Между тем суд, ссылаясь на то, что заявление о возврате 10 945 руб. 40 коп. налога подано Обществом в Инспекцию после истечения трех лет с момента их уплаты, неправомерно обязал налоговый орган зачесть названную сумму налога с владельцев транспортных средств в порядке, установленном статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 78 НК РФ зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Такое решение выносится в течение пяти дней после получения заявления при условии, что эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.
Из материалов дела следует, что Общество с заявлением о зачете излишне уплаченных более 3 лет назад сумм налога с владельцев транспортных средств не обращалось. При таких обстоятельствах у суда отсутствовали основания для признания незаконным бездействия налогового органа по зачету 10 945 руб. 40 коп. налога и обязания ответчика зачесть эту сумму в счет предстоящих платежей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации эти требования следовало оставить без рассмотрения.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что решение суда от 23.01.04 подлежит изменению.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 и пунктом 2 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 23.01.04 по делу N А44-3825/03-С9 изменить.
Признать незаконным бездействие Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Новгородской области, выразившееся в непринятии решения о возврате Новгородскому областному потребительскому обществу "Облспотребсоюз" в лице филиала "Боровичское автотранспортное предприятие" 119 621 руб. 50 коп. излишне уплаченного налога с владельцев транспортных средств.
Обязать Межрайонную инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Новгородской области возвратить на расчетный счет Новгородского областного потребительского общества "Облспотребсоюз" в лице филиала "Боровичское автотранспортное предприятие" названную сумму налога.
В удовлетворении заявленных Новгородским областным потребительским обществом "Облспотребсоюз" требований о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Новгородской области, выразившееся в непринятии решения о возврате 10 945 руб. 40 коп. налога с владельцев транспортных средств отказать.
Оставить без рассмотрения требования Новгородского областного потребительского общества "Облспотребсоюз" об обязании Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Новгородской области зачесть 10 945 руб. 40 коп. налога с владельцев транспортных средств.
Председательствующий |
Г.Г.Кирейкова |
Н.В.Троицкая
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 мая 2004 г. N А44-3825/03-С9
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника