Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 7 июня 2004 г. N А56-35634/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Никитушкиной Л.Л., судей Кузнецовой Н.Г., Шевченко А.В.,
при участии от закрытого акционерного общества "Скан-Нева" Кочкиной Т.В. (доверенность от 29.12.2003 N 145), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга Корнаухова М.В. (доверенность от 19.09.2003 N 14-05/20817),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга на решение от 22.12.2003 (судья Пилипенко Т.А.) и постановление апелляционной инстанции от 04.03.2004 (судьи Звонарева Ю.Н., Петренко Т.И. Шульга Л.А.) Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-35634/03,
установил:
Закрытое акционерное общество "Скан-Нева" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга (далее - Инспекция) от 19.08.2003 N 0320084 в части отказа в возмещении 316 656 руб. налога на добавленную стоимость и об обязании налогового органа возвратить Обществу из бюджета указанную сумму налога (далее - НДС) по экспорту за апрель 2003 года.
Решением от 22.12.2003 суд удовлетворил требования Общества.
Апелляционная инстанция постановлением от 04.03.2004 оставила решение суда без изменения, отклонив доводы жалобы налогового органа.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить принятые по делу судебные акты и отказать в удовлетворении заявленных требований. По мнению налогового органа, обжалуемые судебные акты вынесены с нарушением норм материального права.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы Инспекции, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, установила следующее.
Согласно акту от 13.08.2003 Инспекция, проверив в камеральном порядке представленные Обществом декларацию по ставке 0% за апрель 2003 года и документы, подтверждающие его право на возмещение 660 190 рублей налога на добавленную стоимость, установила соответствие этих документов требованиям статьи 165 НК РФ и право заявителя на возмещение из бюджета названной суммы налога. Однако, ссылаясь на отсутствие в бюджете сформировавшегося источника возмещения налога, также в связи с нарушением порядка оформления товарно-транспортных накладных, полученных от общества с ограниченной ответственностью "Севлес", Инспекция решением от 19.08.2003 N 0320084 отказала в возмещении 316 656 рублей налога за апрель 2003 года.
Кассационная инстанция считает, что данное решение Инспекции нарушает права Общества и не соответствует нормам налогового законодательства.
Право налогоплательщика на возмещение НДС из бюджета и порядок реализации этого права при экспорте товаров (работ, услуг) установлены пунктом 4 статьи 176 НК РФ. В силу названной нормы для подтверждения права на возмещение НДС налогоплательщик обязан представить в налоговый орган декларацию по ставке 0% и предусмотренные статьей 165 НК РФ документы, на основании которых не позднее трех месяцев производится возмещение налога. В течение этого срока налоговый орган должен проверить обоснованность применения ставки 0% и налоговых вычетов, после чего принять решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм налога либо об отказе (полностью или частично) в возмещении. Согласно же пункту 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории России либо уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
Претензий к Обществу относительно указанных документов у налоговой инспекции нет.
Таким образом, обоснованность применения ставки 0% и налоговых вычетов подтверждается документами, приведенными в статье 165 и пункте 1 статьи 172 НК РФ. Названными нормами право налогоплательщика на возмещение НДС не связывается с фактическим внесением сумм налога в бюджет поставщиками и производителями экспортируемых товаров (работ, услуг), не устанавливается и обязанность экспортера подтвердить эти обстоятельства при предъявлении НДС к возмещению. Согласно пункту 4 статьи 176 НК РФ возмещение налога производится не позднее трех месяцев со дня представления налогоплательщиком декларации и предусмотренных статьей 165 НК РФ документов, а не с момента поступления в бюджет сумм налога, уплаченных поставщиками и производителями товаров (работ, услуг). Поэтому несостоятелен довод Инспекции об отсутствии у него сведений, подтверждающих уплату НДС поставщиками товаров, реализованных на экспорт.
Следует также отметить, что в силу статей 32, 82 и 87 НК РФ обязанность осуществлять налоговый контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах возложена на налоговые органы. В случае выявления при проведении налоговых проверок, в том числе и встречных, фактов неисполнения обязанности по уплате налога поставщиками и производителями экспортных товаров, которые являются самостоятельными налогоплательщиками, налоговые органы вправе в порядке статей 45, 46 и 47 НК РФ решить вопрос о принудительном исполнении этой обязанности и тем саммм обеспечить формирование в бюджете источника возмещения сумм НДС, уплаченных при экспорте товаров (работ, услуг), и реализацию прав экспортера, предусмотренных пунктом 4 статьи 176 НК РФ.
Поскольку налоговый орган не оспаривает правомерность применения заявителем ставки 0% за апрель 2003 года и факт уплаты им сумм НДС поставщикам экспортированного товара, что и является основанием для применения налоговых вычетов, суд обоснованно признал недействительным решение Инспекции, обязав ее возвратить Обществу из бюджета 316 656 рублей НДС.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы Инспекции, а принятые по делу судебные акты считает законными и обоснованными.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 22.12.2003 и постановление апелляционной инстанции от 04.03.2004 Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-35634/03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Л.Никитушкина |
А.В.Шевченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно п.4 ст. 176 НК РФ для подтверждения права на возмещение НДС по экспортной сделке налогоплательщик обязан представить в налоговый орган декларацию по ставке 0% и документы, предусмотренные ст. 165 НК РФ.
Налоговый орган отказал обществу в возмещении НДС по экспортной сделке, указав, что производители экспортируемых товаров налог в бюджет не уплатили, следовательно, источник возмещения налога в бюджете не сформировался.
В связи с этим при рассмотрении дела следовало установить, влечет ли неуплата налога в бюджет поставщиками экспортируемых товаров отказ в возмещении НДС экспортеру указанных товаров.
Суд указал, что общество имеет право на возмещение НДС по экспортной сделке, поэтому отказ налогового органа противоречит требованиям законодательства.
В соответствии с п.2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров. При этом в соответствии с п.1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур и документов, подтверждающих фактическую уплату налога.
Проанализировав материалы дела, суд отметил, что обоснованность применения обществом ставки 0% и налоговых вычетов подтверждается документами, указанными в ст. 165 и п.1 ст. 172 НК РФ. При этом указал, что данные правовые нормы не связывают право налогоплательщика на возмещение НДС с фактическим внесением суммы налога в бюджет поставщиками и производителями экспортируемых товаров. Так же не установлена и обязанность налогоплательщика подтвердить названные обстоятельства.
Поэтому суд признал несостоятельным довод налогового органа о том, что отказ в возмещении налога обусловлен отсутствием у него сведений, подтверждающих уплату НДС поставщиками товара, реализованных на экспорт.
Учитывая вышеизложенное, суд поддержал позицию общества, решение и постановление апелляционной инстанции по делу оставил без изменения, кассационную жалобу налогового органа - без удовлетворения.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 июня 2004 г. N А56-35634/03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника