Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 31 мая 2004 г. N А56-31564/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Кочеровой Л.И. и Малышевой Н.Н., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Вартони-Петербург" Пименова А.И. (доверенность от 21.01.2004 N 2), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга Тян Н.И. (доверенность от 19.09.2003 N 14-05/20817),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга на решение от 17.11.2003 (судья Лопато И.Б.) и постановление апелляционной инстанции от 18.02.2004 (судьи Сергиенко А.Н., Тарасюк И.М., Исаева И.А.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-31564/03,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Вартони-Петербург" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга (далее - налоговая инспекция) от 12.08.2003 N 3070340 о привлечении Общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде взыскания штрафа за неуплату налога на добавленную стоимость и решения (в форме уведомления) от 26.05.2003 N 07-06/11204 об отказе Обществу в возмещении из бюджета 2 329 319 руб. налога на добавленную стоимость по декларации за январь 2003 года по налоговой ставке 0 процентов с возложением на налоговый орган обязанности возместить названную сумму налога путем ее возврата на расчетный Общества с процентами, начисленными на основании пункта 4 статьи 176 НК РФ, за нарушение срока возврата налога на добавленную стоимость за период с 16.06.2003 по 11.11.2003, в сумме 157 701,66 руб.
Решением суда от 17.11.2003 требования Общества удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 18.02.2004 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение и постановление судов и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, Общество не подтвердило право на применение налоговой ставки 0 процентов к выручке, полученной за вывезенные с территории Российской Федерации припасы в таможенном режиме перемещения припасов, и право на соответствующие налоговые вычеты. При этом налоговый орган ссылается на недоказанность фактов доставки и перемещения припасов, а также нарушение Обществом положений статьи 169 НК РФ.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, кассационная инстанция не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела следует, что 20.02.2003 Общество представило в налоговую инспекцию декларацию по налогу на добавленную стоимость по ставке 0 процентов за январь 2003 года с комплектом документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ. В указанной декларации Общество отразило выручку от реализации нефтепродуктов, вывезенных с территории Российской Федерации в таможенном режиме "перемещение припасов", облагаемую по ставке 0 процентов, в сумме 16 347 687 руб. и налоговые вычеты в сумме 2 329 319 руб. В заявлении, направленном в налоговый орган, Общество просило возвратить подлежащую возмещению из бюджета сумму налога на его расчетный счет.
В уведомлении от 26.05.2003 N 07-06/11204 налоговая инспекция сообщила налогоплательщику о принятом решении об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость в связи с неподтверждением обоснованности применения ставки 0 процентов. Мотивировочной части указанное уведомление не содержало.
В период с 12.03.2003 по 11.05.2003 налоговым органом проведена выездная налоговая проверка соблюдения Обществом законодательства о налоге на добавленную стоимость за период с 01.01.2003 по 31.01.2003, результаты которой отражены в акте от 11.07.2003 N 3070340. На основании материалов проверки и возражений налогоплательщика, инспекцией принято решение N 3070340 от 12.08.2003, согласно которому Общество не подтвердило в установленном порядке правомерность применения ставки 0 процентов и налоговых вычетов. Обществу доначислен налог на добавленную стоимость по ставке 20 процентов в сумме 2 474 785 руб., начислены пени - 252 357 руб., и налогоплательщик привлечен к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 494 957 руб. за неуплату налога на добавленную стоимость. Заявленную к возмещению сумму налога 2 329 319 руб. решено восстановить для бюджета.
Считая такое решение налоговой инспекции незаконным, Общество обратилось в суд с заявлением о признании недействительными уведомления налогового органа от 26.05.2003 об отказе в возмещении из бюджета 2 329 319 руб. налога на добавленную стоимость и решения от 12.08.2003 N 3070340 о привлечении Общества к налоговой ответственности, и требованием обязать налоговую инспекцию возвратить на расчетный счет Общества заявленную в декларации сумму налога к возмещению налога с начисленными процентами за нарушение срока его возврата.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требования Общества, указав, что налогоплательщик подтвердил обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по декларации за январь 2003 года операциям перемещения припасов.
Кассационная инстанция считает такой вывод судов законным и обоснованным.
Как установлено судом, во исполнение контракта от 11.02.2002 N 004/2 и от 22.03.2002 N 005/2, заключенного с "SIA GROUP LTD." осуществляло поставку бункерного топлива. Реализация нефтепродуктов оформлена Обществом в таможенном режиме перемещения припасов.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации припасов, вывезенных с территории Российской Федерации в таможенном режиме перемещение припасов. Для целей налогообложения налогом на добавленную стоимость припасами признаются топливо и горюче-смазочные материалы, которые необходимы для обеспечения нормальной эксплуатации морских судов.
Таможенный режим перемещения припасов введен постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2001 г. N 524 "Об установлении таможенного режима перемещения припасов".
Во исполнение этого постановления Государственным таможенным комитетом Российской Федерации были изданы приказ от 07.08.2001 N 765 "О таможенном режиме перемещения припасов, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2001 N 524", действовавший до 27.11.2001, и введенный в действие с 28.11.2001 приказ от 19.10.2001 N 1000 "О таможенном режиме перемещения припасов".
В приложении к приказу от 19.10.2001 N 1000 изложены особенности таможенного оформления припасов, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом перемещения припасов. Там же указано, что декларирование припасов производится путем представления таможенной декларации на припасы, в качестве которой при перемещении (загрузке) припасов на морские суда во время их нахождения на таможенной территории Российской Федерации таможенным органом принимается неполная таможенная декларация в виде письменной заявки (заявок) на погрузку припасов, составленной в произвольной форме, с последующим представлением до убытия транспортного средства с таможенной территории Российской Федерации стандартных документов перевозчика, предусмотренных международными соглашениями в области транспорта, транспортными уставами, кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, в которые внесены сведения о перемещенных (загруженных) припасах. Решение о выпуске припасов в соответствии с таможенным режимом перемещения припасов оформляется путем проставления на заявке подписи должностного лица таможенного органа, даты принятия решения и оттиска личной номерной печати. Кроме того, на всех экземплярах заявки должностное лицо таможенного органа проставляет штамп "Погрузка разрешена" и подпись, которую заверяет оттиском личной номерной печати, а также дату принятия решения о возможности выпуска товаров (припасов) в соответствии с таможенным режимом перемещения припасов. Предусмотрено, что в качестве заявки могут быть использованы поручение на отгрузку, требование, накладная и тому подобные документы.
В пункте 1 статьи 165 НК РФ установлено, что при реализации товаров, предусмотренных подпунктом 8 пункта 1 статьи 164 НК РФ, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов в налоговые органы представляются следующие документы:
1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку припасов за пределы таможенной территории Российской Федерации;
2) выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанных припасов на счет налогоплательщика в российском банке;
3) таможенная декларация на припасы (ее копия) с отметками таможенного органа, в регионе деятельности которого расположен порт (аэропорт), открытый для международного сообщения, о вывозе припасов с таможенной территории Российской Федерации;
4) копии транспортных, товаросопроводительных или иных документов, подтверждающих вывоз припасов с таможенной территории Российской Федерации воздушными и морскими судами, судами смешанного (река-море) плавания.
Общество в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 165 НК РФ и с учетом особенностей их оформления, предусмотренных в приложении к приказу Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 19.10.2001 N 1000 "О таможенном режиме перемещения припасов", представило налоговому органу комплект документов, подтверждающих как факты поставки и реализации припасов (помещение под таможенный режим перемещения припасов) в соответствии с заключенными контрактами, так и факт поступления валютной выручки.
Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
Суды первой и апелляционной инстанций, оценив доказательства, представленные Обществом в обоснование применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов, подтвердили наличие у Общества права на применение налоговой ставки 0 процентов и налоговые вычеты по спорной декларации и признали недействительными решение (в форме уведомления) от 26.05.2003 N 07-06/11204 об отказе Обществу в возмещении из бюджета 2 329 319 руб. и решение налоговой инспекции от 12.08.2003 N 3070340 о привлечении Общества к налоговой ответственности.
Доводы налоговой инспекции, изложенные в кассационной жалобе, дословно повторяют доводы апелляционной жалобы и сводятся к переоценке этого вывода судов, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию кассационной инстанции.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает законными и обоснованным вывод судов об отсутствии у налоговой инспекции законных оснований для отказа Обществу в возмещении из бюджета 2 329 319 руб. налога на добавленную стоимость по декларации за январь 2003 года и вынесения решения о доначислении налога на добавленную стоимость, начислении пеней и привлечении налогоплательщика к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ.
Кассационная инстанция считает основанными на нормах главы 21 НК РФ обжалуемые судебные акты и в части, связанной с возложением на налоговую инспекцию обязанности по возмещению Обществу налога на добавленную стоимость из бюджета путем возврата подлежащей возмещению суммы на его расчетный счет с начисленными на основании пункта 4 статьи 176 НК РФ процентами.
Согласно пункту 4 статьи 176 НК РФ возмещение налога производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации.
Поскольку налоговой инспекцией не вынесено в установленный срок законное и обоснованное решение (принятые налоговым органом решения - уведомление от 26.05.2003 N 07-06/11204 об отказе Обществу в возмещении из бюджета 2 329 319 руб. и решение от 12.08.2003 N 3070340 о привлечении Общества к налоговой ответственности - признаны судами недействительными), суды правомерно возложили на налоговый орган обязанность восстановить нарушенные права и законные интересы Общества и возместить налогоплательщику из бюджета 2 329 319 руб. налога на добавленную стоимость по декларации за январь 2003 года путем возврата названной суммы на расчетный счет Общества с начисленными на эту сумму процентами за нарушение срока возврата налога за период с 16.06.2003 по 11.11.2003 в сумме 157 701,66 руб.
При названных обстоятельствах кассационная инстанция не усматривает правовых оснований для удовлетворения жалобы налоговой инспекции и отмены принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 17.11.2003 и постановление апелляционной инстанции от 18.02.2004 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N 56-31564/03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Г. Кузнецова |
Л.И. Кочерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 31 мая 2004 г. N А56-31564/03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника