Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 31 мая 2004 г. N А56-29111/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Кочеровой Л.И. и Малышевой Н.Н., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Топливные системы" Плехановой А.А. (доверенность от 05.08.2003 N 166) и Курмаевой М.В. (доверенность о 17.03.2004 N 126), от Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Санкт-Петербургу Юрина А.Л. (доверенность от 06.05.2004 N 03-05/5591),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Санкт-Петербургу на решение от 11.11.2003 (судья Никитушева М.Г.) и постановление апелляционной инстанции от 04.03.2004 (судьи Бойко А.Е., Несмиян С.И., Хайруллина Х.Х.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-29111/03,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Топливные системы" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Санкт-Петербургу (далее - налоговая инспекция) от 20.05.2003 N 49-11/436 об отказе в возмещении Обществу из бюджета 625 593 руб. налога на добавленную стоимость по декларации за январь 2003 года по операциям, облагаемым по налоговой ставке 0 процентов.
Решением суда от 11.11.2003 требования Общества удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 04.03.2004 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение и постановление судов и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, Общество не подтвердило в порядке, установленном пунктом 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), права на применение налоговой ставки 0 процентов к выручке, полученной за реализованный на экспорт товар (вывезенные с территории Российской Федерации припасы в таможенном режиме перемещения припасов), и права на соответствующие налоговые вычеты. Представленный Обществом договор от 24.10.2002 N 03, заключенный Обществом с компанией "Prime assents Limited", не содержит отметки банка о принятии его на расчетно-кассовое обслуживание, заверенной печатью банка, а выписка банка, предусмотренная подпунктом 2 пункта 1 статьи 165 НК РФ, Обществом не представлена.
Выписка же банка, которой налогоплательщик подтверждает поступление валютной выручки по контракту N 159-KC, заключенному Обществом с "MINH ANT" Co LTD (Вьетнам), не соответствует требованиям подпункта 2 пункта 1 статьи 165 НК РФ, так как из нее следует, что денежные средства поступили со счета 30302, на котором в соответствии с Положением о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, утвержденным Центральным Баком РФ 05.12.2002 N 205-П, отражаются расчеты между филиалами банков, расположенных на территории Российской Федерации.
Представленные Обществом в налоговую инспекцию вместе с выписками банка свифт-сообщения налоговый орган не принял в качестве доказательств поступления валютной выручки от иностранных покупателей.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, кассационная инстанция не находит оснований для их отмены.
Как видно из материалов дела, во исполнение контрактов, заключенных с иностранными покупателями, Общество реализовало в таможенных режимах "экспорт" и "перемещение припасов" товары (припасы). Собрав в соответствии с требованиями пункта 9 статьи 167 НК РФ комплект документов, предусмотренных пунктом 1 статьи 165 НК РФ, Общество представило в налоговую инспекцию декларацию по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за январь 2003 года. В налоговой декларации Общество указало выручку от реализации продукции, облагаемую налогом по ставке 0 процентов - 3 746 833 руб., и предъявило к возмещению из бюджета 625 959 руб. налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам товаров (работ, услуг), относящихся к указанным поставкам.
С декларацией Обществом представлены документы, подтверждающие обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов, перечисленные в пункте 1 статьи 165 НК РФ, а также использования права на налоговые вычеты.
Налоговая инспекция провела камеральную проверку декларации и приложенных к ней документов, по результатам которой приняла решение от 20.05.2003 N 49-11/436 об отказе Обществу в возмещении из бюджета 625 959 руб. налога на добавленную стоимость. Принимая такое решение, налоговый орган исходил из невыполнения Обществом требований подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 165 НК РФ: договор от 24.10.2002 N 03, заключенный Обществом с компанией "Prime assents Limited" на оказание услуг по снабжению судов топливом не содержит отметки банка о принятии его на расчетно-кассовое обслуживание, заверенной печатью банка; выписка банка, подтверждающая оплату оказанных услуг иностранным заказчиком (покупателем) не представлена. Не подтвержден факт поступления выручки от иностранного покупателя и по контракту N 159-KC, заключенному Обществом с "MINH ANT"Co LTD (Вьетнам).
Считая решение налогового органа от 20.05.2003 об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость по декларации за январь 2003 года незаконным, Общество обжаловало его в арбитражном суде.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требования Общества, указав, что налогоплательщик подтвердил обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по декларации за январь 2003 года по экспортным операциям.
Кассационная инстанция считает такое решение судов законным и обоснованным.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, помещаемых под таможенный режим экспорта, при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Право налогоплательщика на возмещение налога на добавленную стоимость из бюджета и порядок реализации этого права при экспорте товаров (работ, услуг) установлены статьями 165, 171, пунктом 3 статьи 172, пунктом 4 статьи 176 НК РФ. Согласно названным нормам для подтверждения права на возмещение сумм НДС путем зачета или возврата из бюджета налогоплательщик обязан представить в налоговый орган отдельную декларацию по ставке 0 процентов с предусмотренными статьей 165 НК РФ документами.
В пункте 1 статьи 165 НК РФ приведен перечень документов, которые подлежат представлению налогоплательщиком в налоговый орган в целях подтверждения обоснованности применения ставки 0 процентов и налоговых вычетов при реализации товаров на экспорт.
Оценив представленные документы, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что Обществом представлены налоговому органу все документы, необходимые для подтверждения обоснованности применения ставки 0 процентов.
Кассационная инстанция считает не основанным на нормах главы 21 НК РФ приведенные в оспариваемом решении налогового органа основания отказа Обществу в праве применить по налогу на добавленную стоимость налоговую ставку 0 процентов и осуществить налоговые вычеты в отношении операций, отраженных в декларации по налогу на добавленную стоимость за январь 2003 года.
Так, обоснованно отклонена ссылка налогового органа на отсутствие на одном из экспортных контрактов отметки банка о его приеме на расчетное обслуживание, заверенная печатью банка. В статье 165 НК РФ такое требование к оформлению экспортных контрактов для целей применения льготной налоговой ставки по налогу на добавленную стоимость не указано.
Правомерно не принят судами и довод налогового органа о непредставлении Обществом доказательств поступления валютной выручки от иностранных покупателей за реализованные им во исполнение заключенных Обществом контрактов товаров.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 165 НК РФ предусмотрено представление налоговый орган в составе комплекта документов выписки банка, подтверждающей фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя отгруженного на экспорт товара на счет налогоплательщика в российском банке.
В банковском законодательстве отсутствует документ аналогичного названия и содержащий вышеприведенные сведения.
Согласно пункту 2.1 раздела 2 "Аналитический и синтетический учет" части III "Организация работы по ведению бухгалтерского учета" Положения о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, утвержденного указаниями Центрального Банка России 05.12.2002 N 205-П, банк оформляет и ведет лицевые счета клиентов, которые относятся к документам аналитического учета банка. Порядок отражения операций по лицевым счетам определен при характеристике каждого счета (часть II настоящих Правил). Лицевым счетам присваиваются наименования и номера. Номер лицевого счета должен однозначно определять его принадлежность конкретному клиенту и целевому назначению. Лицевые счета клиентов печатаются применительно к действующим формам бланков в двух экземплярах и передаются в бухгалтерию. Второй экземпляр является выпиской из лицевого счета и предназначается для выдачи или отсылки клиенту.
Выписки из лицевых счетов, распечатанные с использованием средств вычислительной техники, выдаются клиентам без штампов и подписей работников кредитной организации. Если по каким-либо причинам счет велся вручную или на машине, кроме ЭВМ, то выписки этих счетов, выдаваемые клиентам, оформляются подписью бухгалтерского работника, ведущего счет, и штампом кредитной организации.
В этом же пункте предусмотрено, что по суммам, проведенным по кредиту, к выпискам из лицевых счетов должны прилагаться документы (их копии), на основании которых совершены записи по счету. На документах, прилагаемых к выпискам, должен проставляться штамп и календарный штемпель даты провода документа по лицевому счету. Штамп проставляется только на основном приложении к выписке. На тех дополнительных документах, которые поясняют и расшифровывают содержание и общую сумму операций, обозначенных в основном приложении, штамп не ставится. В случае, если прилагаемые к выпискам документы, на основании которых совершены записи по счету, предъявляются клиенту в электронном виде, то указанные документы должны быть подписаны аналогами собственноручной подписи уполномоченного лица и содержать дату провода документа по лицевому счету.
Таким образом, банковское законодательством содержит такой вид документа, как "выписка из лицевого счета" и предусматривает приложение при предоставлении клиенту такой выписки по суммам, проведенным по кредиту (то есть поступившим клиенту), документов, на основании которых проведены записи по счету.
Принимая во внимание требование подпункта 2 пункта 1 статьи 165 НК РФ о представлении налогоплательщиком "выписки банка, подтверждающей фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя отгруженного на экспорт товара на счет налогоплательщика в российском банке", под такой выпиской банка следует понимать документ (или комплект документов) банка, подтверждающий (подтверждающих) следующие обстоятельства:
- денежные средства поступили на счет налогоплательщика в российском банке;
- поступившие денежные средства являются оплатой товара, отгруженного во исполнение конкретного заключенного с иностранным покупателем контракта;
- денежные средства поступили от иностранного покупателя экспортированного товара - стороны по контракту.
Эти документы должны быть собраны налогоплательщиком согласно пункту 9 статьи 167 НК РФ до подачи декларации и приложены к декларации в составе комплекта документов, представляемого в налоговый орган в соответствии с пунктом 1 статьи 165 НК РФ в подтверждение обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов.
Судами установлено, что Общество представило в налоговую инспекцию с декларацией за январь месяц 2003 года наряду с выписками банка и свифт-сообщения - документы, на основании которых зачислены денежные средства на счет экспортера, из которых следует, что денежные средства в оплату экспортированных Обществом товаров (перемещенных припасов) поступили от иностранных покупателей - стороны по контракту.
По изложенным основаниям кассационная инстанция отклоняет довод налогового органа о том, что представление SWIFT-сообщений иностранного банка не предусмотрено пунктом 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации, а потому указанные документы не являются с точки зрения статьи 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации допустимыми доказательствами.
Кассационная инстанция считает несостоятельным и довод налоговой инспекции о непредставлении Обществом надлежащих документов, подтверждающих поступление валютной выручки от иностранного покупателя, обоснованный только тем, что денежные средства поступили на расчетный счет Общества со счета, номер которого начинается с цифр "30302".
Осуществление оплаты посредством корреспондентских отношений между банками, участие в межбанковских расчетах филиалов банка не противоречит действующему законодательству. Для целей применения льготной налоговой ставки в подпункте 2 пункта 1 статьей 165 НК РФ не установлены специальные особые требования к наименованию счетов, которые должны быть указаны в выписке банка, представляемой налогоплательщиком в налоговые органы в подтверждение поступления валютной выручки по экспортному контракту.
Вопросы, в том числе связанные с поступлением валютной выручки, налоговый орган имеет возможность дополнительно выяснить в ходе осуществления мероприятий налогового контроля, предусмотренных пунктом 4 статьи 176 НК РФ, на проведение которых установлен трехмесячный срок, путем истребования у налогоплательщика дополнительных пояснений и документов, их подтверждающих.
Из анализа положений пункта 4 статьи 176 НК РФ и статьи 88 НК РФ следует, что в случае представления налогоплательщиком комплекта документов по установленному в пункте 1 статьи 165 НК РФ перечню и возникновения у налогового органа сомнений в достоверности или достаточности сведений, содержащихся в этих документах, налоговый орган должен истребовать у налогоплательщика объяснения по поводу возникших вопросов; а также запросить при необходимости дополнительные документы.
Налоговый орган предоставленным ему правом не воспользовался.
Учитывая изложенное, у налогового органа не было законных оснований для вынесения оспариваемого решения об отказе Обществу в возмещении из бюджета 625 959 руб. налога на добавленную стоимость по декларации по налогу на добавленную стоимость за январь 2003 года по налоговой ставке 0 процентов.
Оснований для удовлетворения жалобы налоговой инспекции, и отмены принятых по делу судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 11.11.2003 и постановление апелляционной инстанции от 04.03.2004 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N 56-29111/03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Г. Кузнецова |
Л.И. Кочерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 31 мая 2004 г. N А56-29111/03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника