Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 31 мая 2004 г. N А56-47696/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Кирейковой Г.Г., Корабухиной Л.И.,
при участии от Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Санкт-Петербургу главного специалиста юридического отдела Москаленко Н.Г. (доверенность от 19.12.2003 N 03/10103), от ООО "Евроопт" юриста Миняева Н.В. (доверенность от 25.07.2002),
рассмотрев 31.05.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.02.2004 по делу N А56-47696/03 (судья Лопато И.Б.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Евроопт" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция), выразившегося в непринятии решения о возврате из бюджета сумм налога на добавленную стоимость по налоговой декларации за декабрь 2002 года и об обязании налогового органа возместить 901 037 руб. налога на добавленную стоимость.
Решением суда от 03.02.2004 заявление Общества удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение суда и принять новое. По мнению налогового органа, согласно статье 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцом при приобретении налогоплательщиком товаров, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, принятие на учет товаров и наличии первичных документов. Заявитель не представил вместе с декларацией перечисленные документы, в связи с чем у налогового органа не было возможности проверить правомерность заявленных налогоплательщиком вычетов.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, заявитель на основании внешнеэкономических контрактов от 17.07.2002 N 16-02-R/U, от 01.11.2002 N 26-02-R/B, от 01.11.2002 N 23-02-R/UR, от 01.08.2002 N 26-02-R/B, от 12.11.2002 N 12/0211/202 и от 03.03.2003 N 03-03-R/BA импортировал товары на таможенную территорию Российской Федерации.
Общество 08.05.2003 представило в налоговый орган уточненную налоговую декларацию за декабрь 2002 года, в которой заявило к возмещению 901 037 руб. налога на добавленную стоимость, уплаченного таможенным органам при ввозе товаров по указанным контрактам, а 06.10.2003 обратилось в Инспекцию с заявлением N 56 о возврате из бюджета 901 037 руб. налога на добавленную стоимость на его расчетный счет.
Однако налоговым органом проверка отраженных в декларации данных в указанные в НК РФ сроки не проведена, не был решен вопрос о возмещении налога на добавленную стоимость.
В письме от 10.10.2003 N 10/1611 Инспекция уведомила заявителя, что поскольку Общество не представило документы в соответствии с пунктом 1 статьи 172 НК РФ, то возврат заявленных сумм налога на добавленную стоимость будет рассмотрен по результатам выездной налоговой проверки.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 146 НК РФ стоимость ввозимых на территорию Российской Федерации товаров является объектом обложения налогом на добавленную стоимость.
Из положений пункта 1 статьи 170 НК РФ и подпункта 2 пункта 2 статьи 171 НК РФ следует, что суммы налога, фактически уплаченные при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенном режиме выпуска для свободного обращения в отношении товаров, приобретаемых для перепродажи, налогоплательщик вправе включить в сумму налоговых вычетов, уменьшающих общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ.
В силу статьи 172 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, оформленных при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) при наличии соответствующих первичных документов.
Таким образом, в силу названных норм право налогоплательщика на применение налоговых вычетов и, как следствие, на возмещение сумм налога на добавленную стоимость при ввозе товаров на территорию Российской Федерации обусловлено фактами уплаты этого налога таможенным органам и оприходования ввезенных товаров.
Статьей 176 НК РФ установлен порядок возмещения из бюджета налога на добавленную стоимость в случае превышения общей суммы налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектами налогообложения в соответствии с подпунктами 1-2 статьи 146 НК РФ.
Несмотря на подробную регламентацию нормами главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации налоговых вычетов (статья 171 НК РФ), оснований, при наличии которых возникает право на вычеты (статья 172 НК РФ), условий и порядка возмещения налога на добавленную стоимость в случаях, когда сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога по операциям, признаваемым объектами налогообложения в соответствии с подпунктами 1-2 пункта 1 статьи 146 НК РФ (статья 176 НК РФ), нормы этой главы не содержат указания на обязанность налогоплательщика представлять вместе с декларацией по налогу на добавленную стоимость имеющиеся у него документы, подтверждающие обоснованность налоговых вычетов.
Таким образом, при проверке сведений, указанных в декларации по налогу на добавленную стоимость за соответствующий налоговый период, и возникновении необходимости проверить правильность предъявленных к вычету сумм налога на добавленную стоимость налоговый орган вправе истребовать документы, подтверждающие факты приобретения налогоплательщиком товаров (работ, услуг), уплату налога поставщикам или на таможне при ввозе товаров на таможенную территорию, а также их оприходование (пункт 1 статьи 172 НК РФ).
Если налоговым органом не истребованы у налогоплательщика указанные документы или если у налогового органа возникают вопросы относительно полноты, достоверности, достаточности представленных документов, он обязан до вынесения решения принять меры к их разрешению, но не вправе отказать в возмещении налога на добавленную стоимость из бюджета только по мотиву непредставления налогоплательщиком вышеуказанных документов, их неубедительности или недостаточности. Такой отказ не основан на нормах законодательства о налогах и сборах - статье 88 НК РФ и положениях главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
В случае же вынесения налоговым органом решения без истребования у налогоплательщика документов, которые он не обязан в силу отсутствия прямого на то указания в нормах главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации представлять налоговому органу вместе с декларацией по налогу на добавленную стоимость, налогоплательщик вправе представить такие документы в суд в подтверждение незаконности вынесенного налоговым органом решения.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все документы, представленные сторонами и имеющиеся в материалах дела, суд пришел к выводу о соблюдении Обществом требований пункта 1 статьи 172 НК РФ и наличии у него необходимых первичных документов. На этом основании суд признал правомерным предъявление Обществом к возмещению из бюджета 901 037 руб. налога на добавленную стоимость, уплаченного им при ввозе товаров на территорию Российской Федерации.
Таким образом, решение суда первой инстанции соответствует нормам материального и процессуального права и оснований для его отмены нет.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.02.2004 по делу N А56-47696/03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.А. Ломакин |
Л.И. Корабухина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 31 мая 2004 г. N А56-47696/03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника