Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 27 мая 2004 г. N А56-36748/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Асмыковича А.В., Корабухиной Л.И., при участии в судебном заседании от акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации в лице филиала Северо-Западного банка Сбербанка России старшего юрисконсульта Костаревой И.Ю. (доверенность от 12.02.2004 N 01-2/22-751), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Всеволожскому району Ленинградской области главного специалиста Чернышевой С.В. (доверенность от 08.12.2003 N 04-28689),
рассмотрев 25.05.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации в лице филиала Северо-Западного банка Сбербанка России на решение от 17.12.2003 (судья Семиглазов В.А.) и постановление апелляционной инстанции от 27.02.2004 (судьи Маркин С.Ф., Спецакова Т.Е., Цурбина С.И.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-36748/03,
установил:
Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации в лице филиала Северо-Западного банка Сбербанка России (далее - Сбербанк) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Всеволожскому району Ленинградской области (далее - Инспекция) от 24.09.2003 N 14-20914.
Решением суда от 17.12.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27.02.2004, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Сбербанк, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции и удовлетворить заявленные требования. По мнению подателя жалобы, сдача банками имущества в аренду не является работой, а следовательно, не подлежит обложению налогом на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы. Сбербанк также указывает на то, что в соответствии с судебными актами, принятыми по делу N А56-18529/02 и имеющими преюдициальное значение для настоящего дела, заявитель не является плательщиком сбора на нужды образовательных учреждений на территории Ленинградской области.
В судебном заседании представитель Сбербанка поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Инспекции их отклонил.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления Сбербанком ряда налогов и сборов, а также правильности применения валютного законодательства во внешнеэкономической деятельности за период с 01.01.2000 по 31.12.2002. По результатам проверки составлен акт от 27.08.2003 N 14-575. На основании акта проверки и с учетом представленных налогоплательщиком возражений налоговым органом принято решение от 24.09.2003 N 14-20914 о привлечении Сбербанка к ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде взыскания штрафа за непредставление в установленный законодательством срок налоговых деклараций по сбору на нужды образовательных учреждений, а также о доначислении налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы и соответствующих сумм пеней по указанным налогам за нарушение сроков их уплаты.
В ходе проверки установлено, что Сбербанк в 2000 году занизил налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы в результате невключения в базу, облагаемую этим налогом, доходов от сдачи имущества в аренду.
Признавая правомерным решение Инспекции в этой части, суд исходил из того, что в соответствии с пунктами 3, 5 и 6 раздела ХI решения собрания представителей муниципального образования "Всеволожский район Ленинградской области" "Об установлении местных налогов и сборов в 2000 году" от 28.01.2000 N 3 (далее - Решение N 3) налоговой базой является объем реализованных товаров (работ, услуг), а сумма налога уплачивается в размере 1,5 процента от объема реализации продукции (работ, услуг), произведенной юридическими лицами.
В связи с этим суд пришел к выводу о том, что поскольку Сбербанк сдавал имущество в аренду другим лицам на возмездной основе, то есть оказывал услуги, то доходы от реализации указанных услуг должны включаться в налогооблагаемую базу по налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.
Суд кассационной инстанции находит вывод суда обеих инстанций правильным по следующим основаниям.
Согласно подпункту "ч" пункта 1 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (далее - Закон об основах налоговой системы) к местным налогам относится налог на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы в размере, не превышающем 1,5 процента от объема реализации продукции (работ, услуг), произведенной юридическими лицами, расположенными на соответствующей территории.
Банки и другие кредитные организации, страховые организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг и инвестиционные фонды при исчислении налога не включают в налогооблагаемую базу доходы, полученные в связи с выкупом (погашением) государственных краткосрочных бескупонных облигаций (ГКО) и облигаций федеральных займов с постоянным и переменным купонным доходом (ОФЗ) со сроками погашения до 31 декабря 1999 года, выпущенных в обращение до 17 августа 1998 года, при условии реинвестирования полученных денежных средств от их погашения во вновь выпускаемые ценные бумаги (в доле, направленной на реинвестирование в новые выпуски государственных ценных бумаг, в том числе облигации Российской Федерации, номинированные в долларах США, а также сертификаты Сберегательного банка Российской Федерации). Указанные организации не включают в налогооблагаемую базу при исчислении налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы доходы, полученные в виде процентного (купонного) дохода по облигациям федеральных займов с постоянным и переменным купонным доходом, а также в виде разницы между ценой погашения и учетной стоимостью (дисконта) государственных краткосрочных бескупонных облигаций.
Конкретные ставки налога и порядок его взимания устанавливаются представительными органами власти - местными Советами народных депутатов.
В соответствии с разделом ХI Решения N 3 сумма налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы уплачивается плательщиками, исходя из фактического объема реализации продукции (работ, услуг) за отчетный период.
Как предусмотрено пунктом 11 Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.94 N 490 "Об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями" (далее - Положение N 490), действовавшего в проверенный период, в составе доходов банков, учитываемых при расчете налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль, включаются доходы от сдачи в аренду имущества, принадлежащего банку, включая доходы от проведения лизинговых операций.
В данном случае доход от сдачи имущества в аренду не должен исключаться из налогооблагаемой базы при исчислении налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, поскольку относится к доходам, предусмотренным в пункте 11 раздела 1 Положения N 490. Исключение указанных доходов из налогооблагаемой базы в целях исчисления налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы законодательством о налогах и сборах не предусмотрено.
При таких обстоятельствах Сбербанк неправомерно исключил из базы, облагаемой налогом на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, доход от сдачи имущества в аренду.
В ходе проверки установлено также непредставление Сбербанком в определенный законодательством о налогах и сборах срок налоговых деклараций по сбору на нужды образовательных учреждений с февраля по сентябрь 2002 года. Решением налогового органа от 24.09.2003 N 14-20914 налогоплательщик привлечен к ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 119 НК РФ, в виде взыскания 116 064 руб. штрафа. Заявителю также доначислено 14 295 руб. пеней по сбору на нужды образовательных учреждений.
Сбербанк не согласился с названным решением Инспекции, поскольку, по его мнению, он не является плательщиком сбора на нужды образовательных учреждений на территории Ленинградской области.
Суд, отказывая в удовлетворении требований Сбербанка по этому эпизоду, указал на то, что заявитель является плательщиком сбора на нужды образовательных учреждений на территории Ленинградской области.
Суд кассационной инстанции считает обжалуемые судебные акты в этой части правильными.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 1 статьи 20 Закона об основах налоговой системы сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц, относится к налогам субъектов Российской Федерации и согласно пункту 2 названной нормы устанавливается законодательными актами субъектов Российской Федерации.
На территории Ленинградской области данный сбор введен с 01.04.93 решением Малого совета Ленинградского областного Совета народных депутатов от 22.03.93 N 78 "О введении сбора на нужды образовательных учреждений Ленинградской области", а постановлением Правительства Ленинградской области от 14.04.94 N 88 утверждена новая редакция Положения о сборе на нужды образовательных учреждений Ленинградской области (далее - Положение).
Из пункта 2 Положения следует, что плательщиками сбора на нужды образовательных учреждений являются расположенные на территории Ленинградской области предприятия, учреждения и организации, их филиалы и другие обособленные подразделения.
В соответствии со статьей 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. В порядке, предусмотренном Кодексом, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.
Всеволожское отделение Сбербанка N 5542 является филиалом заявителя и осуществляет свою деятельность на территории Всеволожского района Ленинградской области.
Таким образом, Сбербанк является плательщиком сбора на нужды образовательных учреждений по месту нахождения своих филиалов, расположенных на территории Ленинградской области, в том числе по месту нахождения Всеволожского отделения Сбербанка N 5542.
Довод Сбербанка о том, что он руководствовался вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-18529/02, что, по мнению заявителя, является обстоятельством, исключающим вину Сбербанка в совершении налогового правонарушения, отклоняется судом кассационной инстанции. Данное обстоятельство подлежит оценке при разрешении спора о взыскании со Сбербанка налоговых санкций, а не при разрешении настоящего дела.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы Сбербанка, а принятые по делу судебные акты считает законными.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 17.12.2003 и постановление апелляционной инстанции от 27.02.2004 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-36748/03 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации в лице филиала Северо-Западного банка Сбербанка России - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.В. Пастухова |
Л.И. Корабухина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 мая 2004 г. N А56-36748/03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника