Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 27 мая 2004 г. N А56-39298/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Абакумовой И.Д., судей Кочеровой Л.И., Шевченко А.В.,
при участии от открытого акционерного общества "Сясьский ЦБК" Терещенко Т.Н. (доверенность от 02.07.2003),
рассмотрев 27.05.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Волховскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.01.2004 по делу N А56-39298/03 (судья Ермишкина Л.П.),
установил:
Открытое акционерное общество "Сяський ЦБК" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решений Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Волховскому району Ленинградской области (далее - налоговая инспекция) от 22.09.2003 N 322 о привлечении Общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде взыскания 29 226 руб. штрафа и пункта 2 решения от 22.09.2003 N 36/э об отказе в возмещении 79 060 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) по экспорту за май 2003 года.
Решением от 14.01.2004 заявленные Обществом требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на необоснованность решения суда и нарушение судом норм материального права, просит отменить судебный акт и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований.
По мнению подателя жалобы, счета-фактуры от 30.09.2002 N 960, грузоотправителем по которой является ОАО "Архбум", и от 30.09.20032 N 950, грузоотправителем по которой является ОАО "Азот-Индекс", выставлены с нарушением статьи 169 НК РФ, поскольку в них указаны недостоверные сведения.
Представитель налоговой инспекции, надлежащим образом извещенной о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, в связи с чем, жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Представитель Общества, ссылаясь на необоснованность доводов кассационной жалобы, просил оставить судебный акт без изменений.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, установила следующее.
Как следует из материалов дела, Общество представило в налоговую инспекцию декларацию за май 2003 года по экспортным операциям, НДС по которым исчисляется по ставке 0 процентов. В декларации заявлено к вычету 4 239 419 руб. налога. Вместе с декларацией Общество представило документы, подтверждающие обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов и право на возмещение НДС.
Налоговый орган провел камеральную проверку представленных Обществом декларации и документов по вопросу правомерности применения налогоплательщиком налоговой ставки 0 процентов по экспортным операциям.
В ходе проверки налоговая инспекция установила, что Обществом неправомерно заявлено к вычету 79 060 руб. НДС за май 2003 года, поскольку счета-фактуры от 30.09.2002 N 960, грузоотправителем по которой является ОАО "Архбум", и от 30.09.20032 N 950 , грузоотправителем по которой является ОАО "Азот-Индекс", выставлены с нарушением статьи 169 НК РФ. ООО "Азот-Индекс" не зарегистрирована в Едином государственном реестре по г. Москве. ОАО "Архбум" в период с 01.09.2002 по 31.07.2003 в хозяйственных отношениях с поставщиком Общества (ООО "Бумпром") не состояло, и отгрузки в адрес налогоплательщика в указанный период не производило. Заполнение счетов-фактур носит формальный характер. Данные счета-фактуры не являются основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
По результатам проверки налоговый орган вынес решение от 22.09.2003 N 36/э, пунктом 2 которого Обществу отказано в возмещении 79 060 руб. НДС.
Налоговая инспекция 22.09.2003 вынесла также в связи с решением от 22.09.2003 N 36/э решение N 322 о привлечении Общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ в виде взыскания 29 226 руб. штрафа. Данным решением Обществу предложено уплатить 146 130 руб. не полностью уплаченного НДС и 9 586 руб. 12 коп. пеней.
Общество с данными решениями не согласилось и обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд, удовлетворяя требования Общества, указал на отсутствие законных оснований у налогового органа для отказа в возмещении 79 060 руб. НДС за май 2003 года и привлечения Общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что суд, удовлетворяя требования Общества, правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, помещаемых под таможенный режим экспорта, при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 172 НК РФ, вычеты сумм налога, предусмотренных статьей 171 НК РФ в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164, производится только при представлении в налоговые органы соответствующих документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 173 НК РФ сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет, по операциям реализации экспортных товаров (работ, услуг) определяется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов сумма налога, исчисляемая в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 173 НК РФ превышение сумм налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 НК РФ, над суммами налога, исчисляемыми в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьей 176 НК РФ.
В силу пункта 4 статьи 176 НК РФ суммы, предусмотренные статьей 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1-6 и 8 пункта 1 статьи 164 НК РФ, а также суммы налога, исчисленные и уплаченные в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 НК РФ, и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Таким образом, из приведенных норм следует, что организации-экспортеру для подтверждения права на возмещение налога на добавленную стоимость при экспорте товаров необходимо доказать факт экспорта товара, представив в налоговую инспекцию документы, перечисленные в статье 165 НК РФ, а также выполнить требования, установленные статьями 169, 171 - 173 и статьей 176 НК РФ.
Общество представило предусмотренные статьей 165 НК РФ документы для подтверждения применения налоговой ставки 0 процентов.
Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиков товаров (работ, услуг).
В статье 169 НК РФ счет-фактура определен как документ, служащий основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ, поэтому в пункте 5 статьи 169 НК РФ приведен перечень сведений, которые в обязательном порядке должны быть отражены в счете-фактуре.
Общество состояло в договорных отношениях с поставщиком - ООО "Бумпром" и именно с ним производило расчеты за продукцию. В данном случае нарушения Обществом требований статьи 169 НК РФ не установлено.
Следовательно, у налогового органа отсутствовали основания для отказа Обществу в возмещении 79 060 руб. НДС за май 2003 года и привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ.
Таким образом, кассационная инстанция считает, что обжалуемый судебный акт соответствует действующему законодательству, а следовательно, оснований для его отмены не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.01.2004 по делу N А56-39298/03 оставить без изменений, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Волховскому району Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Д. Абакумова |
А.В. Шевченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 мая 2004 г. N А56-39298/03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника