Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 3 июня 2004 г. N А13-183/04-23
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бухарцева С.Н., судей Ветошкиной О.В. и Хохлова Д.В.,
рассмотрев 31.05.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Вологодской таможни на решение Арбитражного суда Вологодской области от 03.02.2004 по делу N А13-183/04-23 (судья Логинова О.П.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Мебельная фирма "Прогресс" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании незаконными действий Вологодской таможни (далее - таможня) по корректировке таможенной стоимости товаров, ввезенных обществом по грузовой таможенной декларации (далее - ГТД) N 10204050/031203/0004424.
Решением суда от 03.02.2004 заявление общества удовлетворено. Суд признал оспариваемые действия таможни незаконными, не соответствующими Закону Российской Федерации от 21.05.93 N 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее - Закон о таможенном тарифе, Закон).
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе таможня просит отменить судебный акт и принять по делу новое решение. Податель жалобы ссылается на незаконность и необоснованность обжалуемого решения и считает, что суд неправильно применил положения Закона о таможенном тарифе. При этом таможня указывает на обоснованность применения ею резервного (шестого) метода определения таможенной стоимости ввезенных обществом товаров.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого решения проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Из материалов дела следует, что в соответствии с контрактом от 10.11.2003 N 018/128-1103, заключенным обществом с фирмой "Интерхолко АГ" (Швейцария), заявитель в декабре 2003 года ввез на таможенную территорию Российской Федерации товар - лущеный шпон тропических пород дерева. Товар оформлен по ГТД N 10204050/031203/0004424. Таможенная стоимость товара определена обществом по первому методу - по цене сделки с ввозимым товаром.
В ходе таможенного оформления общество представило в таможню документы, подтверждающие таможенную стоимость товара. Однако таможня посчитала заявленную обществом таможенную стоимость заниженной и провела ее корректировку, применив резервный (шестой) метод определения таможенной стоимости, в связи с чем доначислила обществу 128 808 руб. 35 коп. таможенных платежей.
Удовлетворяя заявление общества, суд первой инстанции надлежаще оценив представленные участниками спора доказательства, сделал обоснованный вывод об отсутствии у таможни правовых и фактических оснований для корректировки таможенной стоимости ввезенного обществом товара по резервному (шестому) методу.
В соответствии со статьей 18 Закона о таможенном тарифе основным методом определения таможенной стоимости является метод по цене сделки с ввозимыми товарами. В том случае, если основной метод не может быть использован, применяется последовательно каждый из перечисленных в пункте 1 названной статьи методов. При этом каждый последующий метод применяется, если таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего метода.
Согласно статье 24 Закона в случае, если таможенная стоимость не может быть определена декларантом в результате последовательного применения указанных в статьях 19-23 Закона методов определения таможенной стоимости либо таможенный орган аргументированно считает, что эти методы определения таможенной стоимости не могут быть использованы, таможенная стоимость оцениваемых товаров определяется с учетом мировой практики, то есть по шестому (резервному) методу.
Суд сделал правильный вывод об обоснованности определения обществом таможенной стоимости ввезенного товара в соответствии с первым методом (по цене сделки с ввозимым товаром), поскольку таможня не доказала правомерности применения резервного (шестого) метода.
Вместе с тем суд кассационной инстанции усматривает процессуальные основания для отмены обжалуемого решения.
Заявитель ссылается на то, что в связи с корректировкой таможенной стоимости общество дополнительно уплатило таможенные платежи. Факт уплаты таможенных платежей не оспаривается таможней. Однако судом не установлен размер уплаченных таможенных платежей. Суд не назначал сверку расчетов по факту уплаты таможенных платежей.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок. Следовательно, по смыслу указанной нормы права процессуальная обязанность суда по устранению допущенных нарушений не ставится в зависимость от инициативы заявителя, указывающего конкретный способ устранения нарушений.
Кроме того, согласно части 6 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения арбитражный суд может указать на необходимость сообщения суду соответствующим органом или лицом об исполнении решения суда.
Суд не определил конкретный способ устранения допущенных таможней нарушений прав и законных интересов заявителя и не дал оценки доказательствам, позволяющим использовать такой способ.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение подлежит отмене в связи с необходимостью выбора судом конкретного (определенного) способа устранения допущенного таможней нарушения прав и интересов заявителя, а дело - передаче на новое рассмотрение с целью реализации судом принципов административного судопроизводства.
При новом рассмотрении суду следует оценить имеющиеся в материалах дела и дополнительно представленные участниками спора доказательства переплаты обществом таможенных платежей, для чего при необходимости провести сверку расчетов. После оценки названных доказательств, при наличии к тому процессуальных оснований, суду надлежит определить способ и срок устранения допущенных таможенным органом нарушений прав и законных интересов заявителя, а также распределить судебные расходы за рассмотрение дела в судах первой и кассационной инстанций.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 03.02.2004 по делу N А13-183/04-23 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Председательствующий |
С.Н.Бухарцев |
Д.В.Хохлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 июня 2004 г. N А13-183/04-23
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника