Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 8 июня 2004 г. N А05-11131/03-26
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Шевченко А.В., судей Дмитриева В.В. и Малышевой Н.Н., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Аудиторская фирма "Аркон" управляющего Ненашева А.М.,
рассмотрев 01.06.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аудиторская фирма "Аркон" на решение от 19.12.2003 (судья Ипаев С.Г.) и постановление апелляционной инстанции от 10.03.2004 (судьи Волков Н.А., Бекарова Е.И., Шашков А.Х.) Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-11131/03-26,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Аудиторская фирма "Аркон" (далее - ООО "Аудиторская фирма "Аркон", Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконными действий Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску (далее - налоговая инспекция), выразившихся в восстановлении к уплате в бюджет налога на добавленную стоимость, заявленного Обществом к вычету во втором квартале 2003 года.
Решением от 19.12.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 10.03.2004, требования Общества оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение от 19.12.2003 и постановление от 10.03.2004, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права - статей 171-172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), устанавливающих порядок применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость; статьи 88 НК РФ, которой предусмотрен порядок проведения камеральных налоговых проверок.
Налоговая инспекция, извещенная о месте и времени слушания дела надлежащим образом, представителей в суд не направила, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "Аудиторская фирма "Аркон" представило в налоговую инспекцию декларацию по налогу на добавленную стоимость за второй квартал 2003 года, согласно которой к вычету заявлено 44 078 руб. налога.
Налоговый орган в ходе камеральной проверки налоговой декларации направил Обществу письмо от 17.09.2003 N 1723/34961, в котором указал на необходимость представить в налоговую инспекцию в пятидневный срок документы, подтверждающие обоснованность применения налогоплательщиком налоговых вычетов (копии книг покупок, счетов-фактур, платежных поручений, договоров о предоставлении заемных средств и прочие). Одновременно налоговая инспекция указала, что в противном случае вынуждена будет восстановить неподтвержденные суммы налога на добавленную стоимость.
ООО "Аудиторская фирма "Аркон" посчитало требование налогового органа об истребовании при проведении камеральной проверки первичных документов незаконным и не представило перечисленные в письме налоговой инспекции документы. В связи с этим налоговый орган направил налогоплательщику еще одно письмо от 02.10.2003 N 07-11/37155, в котором уведомил Общество о том, что отказ от представления истребуемых документов является основанием для привлечения к налоговой и административной ответственности.
Поскольку ООО "Аудиторская фирма "Аркон" не представило в налоговую инспекцию истребуемые документы (копии книг покупок, счетов-фактур, платежных поручений и прочее), налоговый орган в акте камеральной проверки от 17.09.2003 N 17-23/3503 указал на необходимость восстановить в лицевом счете Общества к уплате в бюджет налог на добавленную стоимость, заявленный к вычету.
Налогоплательщик посчитал действия налогового органа незаконными и оспорил их в арбитражный суд.
В обоснование заявленных требований Общество ссылается на то, что законодательством о налогах и сборах не предусмотрено право налоговых органов истребовать в ходе камеральных проверок первичные документы, служащие основанием для применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость. По мнению ООО "Аудиторская фирма "Аркон", такие документы могут запрашиваться налоговой инспекцией только при проведении выездной налоговой проверки. При камеральной проверке налоговые орган должен проверить правильность арифметических расчетов, приведенных в налоговой декларации.
Рассмотрев материалы дела, суды первой и апелляционной инстанций, отказали Обществу в удовлетворении заявленных требований, указав на то, что право налоговых органов запрашивать у налогоплательщиков при проведении камеральных проверок необходимые для проверки документы предусмотрено статьями 88 и 31 НК РФ.
Кассационная инстанция считает судебные акты правильными и не подлежащими отмене.
Порядок проведения камеральной налоговой проверки установлен статьями 87-88 НК РФ
Согласно статье 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.
При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
Таким образом, право налогового органа истребовать у налогоплательщика в ходе камеральной проверки дополнительные сведения и документы прямо предусмотрено статьей 88 НК РФ.
Кроме того, в подпункте 1 пункта 1 статьи 31 НК РФ также указано, что налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов.
Обязанность налогоплательщика представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, установлена подпунктом 5 пункта 1 статьи 23 НК РФ.
Порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость установлен главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 171 НК РФ предусмотрено право налогоплательщика уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную за налоговый период, на сумму налоговых вычетов. Согласно пункту 2 названной статьи вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении:
1) товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ;
2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Порядок применения налоговых вычетов установлен статьей 172 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6-8 статьи 171 НК РФ.
Вычетам подлежат, если иное не установлено статьей 172 НК РФ, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных статьей 172 НК РФ, и при наличии соответствующих первичных документов.
Таким образом, налогоплательщик вправе применить налоговые вычеты только на основании соответствующих первичных документов, подтверждающих факт оприходования товара и уплату поставщику сумм налога на добавленную стоимость.
Причем Налоговым кодексом Российской Федерации установлены требования к некоторым документам, на основании которых производятся налоговые вычеты.
Так, согласно пункту 1 статьи 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 169 НК РФ счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. Невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом.
Учитывая изложенное, суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод о том, что налогоплательщик вправе произвести налоговые вычеты только при наличии у него оформленных надлежащим образом первичных документов, предусмотренных статьей 172 НК РФ.
Поскольку налоговая инспекция в ходе камеральной проверки правомерно затребовала у Общества первичные документы, служащие основанием для применения налоговых вычетов, а налогоплательщик эти документы не представил, налоговый инспектор в акте проверки от 17.09.2003 обоснованно предложил по результатам проверки восстановить в лицевом счете к уплате в бюджет сумму налога на добавленную стоимость, заявленную Обществом к вычету.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали ООО "Аудиторская фирма "Аркон" в удовлетворении заявленных требований, поскольку оспариваемые действия налогового органа не нарушают права и законные интересы налогоплательщика и соответствуют нормам законодательства о налогах и сборах.
Кроме того, необходимо отметить, что налоговая инспекция на момент обращения заявителя в суд, а также вынесения решения судом 19.12.2003 фактически не осуществила действий по восстановлению к уплате в бюджет спорной суммы налога. Налоговый орган только 05.01.2004 вынес решение N 17-23/27116 по акту проверки от 17.09.2003, согласно которому восстановил в лицевом счете ООО "Аудиторская фирма "Аркон" неправомерно заявленную к вычету сумму налога на добавленную стоимость по декларации за второй квартал 2003 года и привлек Общество к ответственности, предусмотренной за неполную уплату налога пунктом 1 статьи 122 НК РФ. Следовательно, у налогоплательщика отсутствовал предмет для обжалования.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 19.12.2003 и постановление апелляционной инстанции от 10.03.2004 Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-11131/03-26 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аудиторская фирма "Аркон" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В.Шевченко |
Н.Н.Малышева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 8 июня 2004 г. N А05-11131/03-26
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника