Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 31 мая 2004 г. N А66-87-04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Никитушкиной Л.Л., судей Кузнецовой Н.Г. и Шевченко А.В.,
рассмотрев 31.05.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 04.02.2004 по делу N А66-87-04 (судья Владимирова Г.А.),
установил:
Открытое акционерное общество "Тверская энергетическая система" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением (с учетом уточнения заявленных требований) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Тверской области (далее - Инспекция) от 13.08.2003 N 607-10.
Решением суда от 04.02.2004 заявленное Обществом требование удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение суда. По мнению подателя жалобы, суд неправильно истолковал положения статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.94 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации". Налоговый орган считает, что акты законодательства о налогах и сборах или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают юридическую силу с момента начала действия определения Конституционного Суда Российской Федерации. Таким образом, только с 10.04.02 признанные неконституционными положения Закона Российской Федерации от 18.10.91 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" (далее - Закон "О фондах") и основанные на них положения Закона Тверской области от 23.11.2000 N 133-ОЗ-2 "Об установлении ставок налога с владельцев транспортных средств" (далее - Закон Тверской области) не могут применяться и реализовываться каким-либо иным способом.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого решения суда проверена в кассационном порядке.
Как усматривается из материалов дела, Общество представило уточненные налоговые декларации по налогу с владельцев транспортных средств за 2001-2002 годы 27.05.2003 и 30.04.2003 соответственно.
В ходе камеральной проверки уточненных деклараций налоговый орган сделал вывод о том, что основания для подачи этих деклараций отсутствовали, поскольку правоотношения по исчислению и уплате Обществом налога с владельцев автотранспортных средств за 2001-2002 годы окончены до даты вступления в действие определений Конституционного Суда Российской Федерации от 10.04.02 N 104-О и N 107-О, в связи с чем налог уплачен в соответствии с действовавшим в тот период законодательством. Поэтому уменьшение сумм налога с владельцев транспортных средств в соответствии с уточненными декларациями необоснованно. Результаты проверки отражены в акте Инспекции от 15.06.2003 N 279.
Решением от 13.08.2003 N 607-10 налоговый орган доначислил Обществу 91 078 руб. 90 коп. налога с владельцев транспортных средств за 2001 год и 105 026 руб. 55 коп. - за 2002 год, а также привлек Общество к ответственности, предусмотренной статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания 1 544 руб. штрафа.
Общество не согласилось с решением Инспекции и обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требование заявителя, правомерно основывался на следующем.
В пункте 1 статьи 6 Закона "О фондах" установлены ставки (размеры) налога с владельцев транспортных средств. При этом согласно пункту 5 названной статьи увеличение ставок налога относительно ставок, указанных в этой статье, связанное с изменением уровня цен и заработной платы, или полное освобождение отдельных категорий граждан, предприятий, организаций и учреждений от уплаты налога осуществляется законами субъектов Российской Федерации.
Законом Тверской области установлены повышенные ставки налога относительно ставок, определенных пунктом 1 статьи 6 Закона "О фондах".
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 10.04.02 N 104-О признал, что положение пункта 5 статьи 6 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" о возможности установления законами субъектов Российской Федерации ставок налога с владельцев транспортных средств, превышающих установленные Законом Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации", утрачивает силу и не подлежит применению как аналогичное положениям, признанным неконституционными в сохраняющих свою силу постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 08.10.97, от 11.11.97 и от 30.01.01.
Согласно статье 87 (часть 2) Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" признание нормативного акта или договора либо отдельных их положений не соответствующими Конституции Российской Федерации является основанием для отмены в установленном порядке положений других нормативных актов, основанных на нормативном акте или договоре, признанном неконституционным, либо воспроизводящих его или содержащих такие же положения, какие были предметом обращения. Положения этих нормативных актов и договоров не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами.
Следовательно, с момента принятия Конституционным Судом Российской Федерации постановлений от 08.10.97, от 11.11.97 и от 30.01.01 положения пункта 5 статьи 6 Закона "О фондах", предусматривающие возможность установления законами субъектов Российской Федерации повышенных ставок налога с владельцев транспортных средств относительно ставок, определенных названным Законом, а также положения Закона Тверской области об установлении повышенных ставок не могут применяться судами и налоговыми органами.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 286, подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 04.02.2004 по делу N А66-87-04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Тверской области без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Л. Никитушкина |
А.В. Шевченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 31 мая 2004 г. N А66-87-04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника