Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 3 июня 2004 г. N А66-1377-04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Коробова К.Ю.,
судей Марьянковой Н.В. и Матлиной Е.О.,
рассмотрев 01.06.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 6 по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 09.03.2004 по делу N А66-1377-04 (судья Рощина С.Е.),
установил:
Селижаровское районное потребительское общество (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 6 по Тверской области (далее - Инспекция) от 03.02.2004 N 8 о привлечении заявителя к административной ответственности в соответствии со статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 09.03.2004 требования Общества удовлетворены. Постановление Инспекции от 03.02.2004 N 8 признано незаконным и отменено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит решение отменить как принятое с нарушением норм материального и процессуального права.
Податель жалобы ссылается на следующее: Инспекцией проведена проверка в магазине, принадлежащем Обществу, в результате которой установлен факт осуществления денежных расчетов при продаже товаров без применения контрольно-кассовой машины; ответственность за данное правонарушение предусмотрена статьей 14.5 КоАП РФ; суд не проверил положения устава муниципального образования "Селижаровский район", касающиеся порядка принятия и вступления в силу правовых актов, принимаемых органом местного самоуправления; решение собрания депутатов Селижаровского района Тверской области от 23.05.2001 N 52, которым утвержден перечень отдаленных и труднодоступных местностей, где осуществление денежных расчетов с населением разрешено без применения контрольно-кассовых машин, также не было официально опубликовано; перечень, приведенный в статье 2 Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон РФ "О применении ККТ") в настоящее время не утвержден; ссылки заявителя на объективные причины, повлиявшие на отсутствие контрольно-кассовой техники в магазине Общества, не могут являться основанием для освобождения правонарушителя от административной ответственности.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит решение суда оставить без изменения.
Инспекция и Общество о времени и месте слушания дела извещены, представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 26.01.2004 Инспекцией проведена проверка соблюдения требований Закона РФ "О применении ККТ" в принадлежащем Обществу магазине N 12, расположенном по адресу: Селижаровский район, деревня Хотошино. По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении от 27.01.2004 N 8, в котором зафиксирован факт осуществления наличных денежных расчетов при продаже товаров без применения контрольно-кассовой техники.
Постановлением Инспекции от 03.02.2004 N 8 Общество привлечено к административной ответственности за осуществление денежных расчетов с покупателем за проданный товар без применения контрольно-кассовой машины по статье 14.5 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в сумме 30 000 руб.
Считая названное постановление незаконным, Обществом обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные Обществом требования, суд исходил из того, что в совершенном административном правонарушении отсутствует вина заявителя.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.93 N 745 утвержден Перечень отдельных категорий предприятий, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин, установлено, что без применения контрольно-кассовых машин могут осуществлять свою деятельность организации, предприятия, учреждения, их филиалы и другие обособленные подразделения (в том числе физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), находящиеся в отделенных и труднодоступных местностях (кроме городов, районных центров и поселков городского типа). Перечень отдаленных или труднодоступных местностей определяется органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что Законом Тверской области от 29.03.2001 N 142-03-2 полномочия по утверждению перечня отдаленных или труднодоступных местностей делегированы органам местного самоуправления.
Решением собрания депутатов Селижаровского района Тверской области от 23.05.2001 N 52 утвержден перечень отдаленных или труднодоступных местностей, на территории которых организации, их филиалы и другие обособленные подразделения (в том числе предприниматели) могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин. В названный перечень была включена деревня Хотошино.
Отклоняя возражения Общества об отсутствии его вины в совершенном правонарушении, Инспекция указала на то обстоятельство, что решением собрания депутатов Селижаровского района Тверской области от 23.10.2003 N 207 отменено решение собрания депутатов Селижаровского района Тверской области от 23.05.2001 N 52 в связи с введением в действие Закона РФ "О применении ККТ". Кроме того, Инспекция сослалась на отсутствие в настоящее время утвержденного перечня отдаленных или труднодоступных местностей.
Отклоняя названные доводы Инспекции, суд правомерно указал на то, что решение собрания депутатов Селижаровского района Тверской области от 23.10.2003 N 207, отменившее ранее утвержденный перечень отдаленных или труднодоступных местностей, не было доведено до сведения предпринимателей и юридических лиц в порядке, установленном Законом Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
При таких обстоятельствах следует признать правомерным вывод суда о незаконности оспариваемого постановления Инспекции в связи с привлечением к административной ответственности заявителя, в действиях которого отсутствует вина.
Ссылки Инспекции на то, что судом не исследованы положения устава муниципального образования "Селижаровский район", касающиеся порядка принятия и опубликования правовых актов, несостоятельны, поскольку данные положения должны соответствовать требованиям федеральных законов в области местного самоуправления.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 09.03.2004 по делу N А66-1377-04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 6 по Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
К.Ю. Коробов |
Е.О. Матлина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 июня 2004 г. N А66-1377-04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника